Действительно, в христианстве религиозный опыт восприятия Креста, на котором было совершено распятие Иисуса Христа, имеет свои специфические особенности, и осмысление этого опыта можно найти уже в посланиях ап. Павла (напр. 1 Кор. 1, 17-18: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия»., Гал. 2, 19: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу...»). Уже здесь видна формирующаяся система «логико-религиозного» (богословского) образа Креста. И этим образом (богословием Креста, использующим особый язык), а не простым, зачастую – субъективным, приписыванием одному предмету свойств другого предмета, или же каких-либо особых свойств (что характерно как раз для идолослужения и идолопоклонства, в котором так любят обвинять Церковь протестанты, как и некоторые внеконфессионально настроенные недостаточно образованные люди) определяется отношение к нему христиан. Крест Христов – не музейный экспонат (старинный предмет, свидетельствующий о связанной с ним истории) и не одна из реликвий (предмет, имеющий особую религиозно-историческую значимость, обусловливающую его культовое почитание). Крест Христов – одновременно и конкретное орудие казни, выполнившее свою функцию в конкретном месте в конкретное время, и имеющее всемирно-историческое значение орудие спасения (изменения существовавшего мироустройства в религиозном аспекте): «Разрушил еси крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай, мироносицам плач преложил еси...» (вот здесь как раз и виден тот самый язык богословия: речь ведь не просто о предметах и фактах, поскольку сам по себе факт не может изменить принцип, значит для изменения принципа нужен факт такой же, принципиальной, значимости) и именно эту особенность описывает св. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» (кн. 3. гл. 11), обосновывая богослужебное поклонение животворящему Кресту и его образу (изображению, начертанию, знаменованию), хорошо знакомое некоторым по службе воскресной утрени (после чтения Евангелия): «Воскресение Христово видевше... Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим...».
Если развивать тему в указанном направлении, то можно привести и необычайные по глубине своей мысли, сформулированные в текстах великопостных служб: «Кресте всечестный, спасительный, миру хранителю, соблюди мя постящася, и достойна покажи Твоего честнаго поклонения» (пяток 3-й седмицы, венчающейся Крестопоклонным воскресным днем), «Преблаженне (ошибочно: вместо Треблаженне = трижды блаженный – trismacariste, как и на празднование Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста 14/27 сент.) Кресте Христов, небоописанная (на небе начертанная) победо, от земли нам прозябл еси, твоего поклонения достойны покажи ны вся, постом очистившыяся» (также пяток 3-й седмицы). Служба великой вечерни Крестопоклонной недели (воскресного дня) собственно и начинается превышающим обиходное разумение воззванием: «Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния твоея благодати, в сердца чтущих тя и богоприятною любовию приемлющих...покажи красоты твоея благолепие, воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, верно просящым твое богатное заступление и велию милость». Здесь звучит не просто просьба проявить благолепие красоты (термин глубочайший по своей семантике) Креста, но и весьма необычное прошение, подразумевающее наличие благодатной силы (благодати) Креста, способной не только просиять в сердцах почитающих Крест и готовых с любовью принять эту благодать, но и передать подобающую «награду» (воздаяние) за подвиг поста=воздержания (слав. – воздержание нельзя понимать в современном узко-физиологическом смысле). Причем, формулировка «рабом твоим» здесь необычно отнесена опять-таки ко Кресту (о силе Креста довольно часты упоминания в молитвах, в частности, в отпустах: «...силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста...»). Последующие песнопения не менее показательны: «Радуйся живоносный Кресте... древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение; имже бесовстии отгоняются полцы... Радуйся живоносный Кресте, ...дверь райская, верных утверждение, церкве ограждение...» – вполне очевиден традиционный акафистный хайретизм «радуйся», как обращение (неприемлемое в отношении неодушевленного предмета, если только его название не употреблено в метафорическом смысле – Дверь, Источник и т.п.) к носителю Жизни, настолько пропитавшемуся энергиями этой самой Жизни, насколько это возможно для представителя живой природы, поскольку все же речь идет именно о «древе крестном». Именно поэтому вряд ли возможно говорить о «подмене» поклонения Богу поклонением Кресту. Полностью самостоятельным (в религиозном смысле) Крест, разумеется, не считается: «Крест воздвизаемь (воздвигаемый, поднимаемый для обозрения), на нем Вознесеннаго страсть пречистую пети повелевает твари всей» (логическое ударение здесь – на «Вознесенном», а не на самом Кресте). Для более ясного понимания «животворности» надо вспомнить хранимые Преданием обстоятельства обретения того самого Креста матерью имп. Константина Еленой – чудо возобновления жизненного процесса... В католической церкви богослужебное поклонение Кресту также совершается, но не в отдельный день (как в Византии и на Руси), а в Вел. Пятницу.
Если же понимать богослужение и вообще священную историю крайне «материалистически», то, конечно, традиция богослужебного почитания Креста предоставляет широчайшее поле для критических нападок, о чем еще в период перед Собором 1917-1918 гг. говорили некоторые епископы, в частности еп. Полоцкий Серафим (Мещеряков).
В настоящее время переиздана (к сожалению, – в Киеве, что сказывается на цене, впрочем не такой уж и высокой) хорошая (в смысле тщательности исследования и доступности изложения) книга М. Скабаллановича из его серии разъяснений богослужений православных праздников: «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня» (заглавие дано в современной орфографии), которую я и рекомендую всем интересующимся этой проблематикой. Весьма важными считаю также краткие и точные разъяснения игумена Петра на аналогичном форуме по тому же вопросу: "Нужно всегда различать точное Богословие и сферу литургических текстов. Ошибочно объём Литургики на 100% совмещать с Богословием. В Литургике всегда есть элемент поэтической гиперболы, усиления, преувеличения. Например, мы обращаемся к Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси нас! - Богословски это неверно, неточно, некорректно; литургически - вполне уместно. То же и с Крестом. Этот момент нужно всегда учитывать, тогда не будет никаких смущений."
http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?s ... &#entry795