Ярослава писал(а):
мнение людей от веры далеких.
Здесь я бы чуть-чуть сместил акцент. Далекость замечается не столько от
веры ("...и бесы веруют..." Иак. 2, 19; какие-то чувства по отношению к мирозданию как целому внутри каждого человека есть фактически "по определению" и зачастую именно они, смутно различимые, и отождествляются с
верой), сколько от ее понимания, грубо говоря, от "рефлексии" над этими чувствами - от четкости соотнесения образов, связываемых с этими чувствами, с религиозным опытом, фиксируемым теми или иными традициями, от понимания предмета, вызывающего такие "чувства" (да, конечно, никто и не говорит о "доступности" самого Абсолюта, речь идет о трактовках
являемости этого Абсолюта...). Как раз в этих трактовках, как мне кажется, и заключается "подводный камень" - слишком велик соблазн утверждать (как некоторые "художники"): "а Я ТАК вижу (представляю, считаю, размышляю)", считая вполне достаточной отсылку к наличествующим у любого человека т.н. "здравому смыслу" (которому, кстати сказать, любой религиозный опыт, просто обязан противоречить, вызывая, как спасительную соломинку, привязку к "чуду") и повседневному опыту (в который, к примеру, не достаточно гладко укладывается противоречащее очевидности вращение Земли относительно Солнца).
Из того обстоятельства, что каждому человеку даны возможности для интеллектуальной работы (в том числе и по поводу "веры"), заключать, что все на полную мощность их используют и потому каждый оказывается прав (только почему-то прав "по-своему",
игнорируя какие-то ускользающие общие принципы...) мягко говоря - преждевременно. Вот на это уточнение мне и хотелось обратить внимание.