Вопросы по Православию

Информационно-познавательный Форум Ярославы для интересующихся Православием. Задайте свой вопрос!
Текущее время: 29-03, 04:53

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: "Популяризация"?
СообщениеДобавлено: 31-10, 09:21 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 12-09, 11:58
Сообщения: 100
Предлагается для внимательного чтения с возможностью последующего обсуждения мнение взволнованного, высказанное им на одном из аналогичных форумов: "...меня беспокоит не столько сама это "православная поп-кульутра", а то, что ее существование поощряется церковными структурами и этим самым мы имеем в наличии некий "разрыв шаблона".
С одной стороны, в богословии и в богослужении все строго, все так или иначе отнесено к традиции Церкви, все считается неприкосновенным. По крайней мере так говорят неофитам и так уверены неофиты, то есть те, кто завтра будут пастырями и будут управлять Церковью. Об этом свидетельствуют общества по защите православия. Их деятельность, зачастую, направлена на полное пресечение церковного творчества, вспомним хотя бы борьбу с "эволюционизмом", борьбу с русским языком, дисциплинарную борьбу с не так одетыми, не так подготовившимися, не так молящимися.
С другой стороны, мы наблюдаем полное попрание церковной традиции в области быта и обыденной жизни и полнейшую уверенность в том, что эта "православная поп-кульутра" и есть церковность.
Судите сами. Женщина пришедшая в брюках в храм будет от туда с позором выгнана (буквально вчера я говорил об этом с одной девушкой-жертвой по телефону). В храме простым смертным ничего нельзя. Трогать иконы нельзя, подходить к солее нельзя. Женщинам в дни месячного очищения так же приходить в храм нельзя. Евангелие можно только целовать и слушать на непонятном языке. Подпевать хору нельзя. Произносить окончание молитвы "Отче наш" нельзя - это дело священников. О недосягаемости священников я молчу. Просфору и святую воду можно только не завтракав. Сейчас смешались оправданная дисциплина и бесконечные абсурдные наслоения на нее. Эти аспекты православия хранятся и множатся и жестко блюдутся в храме.
А вот в быту все иначе. Наиболее абсурдные и непринципиальные правила остаются, а вот именно церковные полностью попираются - ситуация по истине шизофреническая. Домашнее евангелие может быть издано дешево и в мягкой обложке - это уже свидетельствует о недостойном почитании. Раз церковные типографии могут "дешево" издать Евангелие, то какая в нем ценность? Иконы в святом углу святы, а иллюстрации в книге могут быть засалены, протерты до дыр и т.д. Икона в мобильном становится подложкой для надписей "Мегафон" или "вызов: Иван Иванович". Есть целые тома книг свидетельствующие о глубине православной культуры, но это перечеркивается будильником с голосом митрополита Антония вместо звонка. Разве Православие отстояло право на изображение икон, на использование в богослужении музыки только ради того, чтобы это стало идентификационной атрибутикой? У нас остается полный запрети на молитву на русском языке и при этом расцветает внебогослужебная культура домашних молитв - понятных не по языку, а по потребностям: акафисты и молитвы по любому поводу. Этот род богослужебных текстов никак не соотнесен ни с богослужебной культурой, ни с догматикой - и это никого не интересует, лишь бы было на славянском языке" (http://www.cdrm.ru/ibforum/lofiversion/ ... t2786.html)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-10, 10:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Да уж, ну и статейка, если интересно, можно ее конечно прокомментировать, но не обессудьте, много получится, тут каждую фразу разбирать придется.Судить о церкви по неофитам по крайней мере наивно. Люди, становящиеся священниками, проходят очень серьезную подготовку, почему же судить о церкви по тем, кто недавно в нее пришел и не имеет часто элементарных знаний о ее учении? Что такое борьба с эволюционизмом? Если речь идет о теории эволюции, то да, православие в основной массе ее отвергает, но только при чем тут творчество? Эта сфера науки. В чем состоит борьба с русским языком? В том, что служба ведется на церковно славянском? Это тема глобальная, но вкратце скажу, что это специальный богослужебный язык, понятный, однако, прихожанам. Стоит походить в церковь с месяц, чтобы приспособиться и в основном понимать то, что на нем говоритися. Это язык удивительно красивый, не замызганый повседневным общнием на нем, ругательствами, сам строй этого языка позволяет лучше сосредотачиваться на молитве.Странно, но тех же ученых не призывают отказываться от научной терминологии, на основе того, что она не всем понятна, а к церкви такие претензии предъявляются. По поводу одежды: эти правила не придуманы РПЦ, это Божье указание, оно содержится в Библии. И нужно признать, что девушка, одевающая мини юбку или шорты, еле прекрывающие попу, надевает их для превлечения внимания противоположного пола, уместны ли такие мысли в церкви?Зачем искушать людей, пришедших туда за молитвой? Определенный дресс код существует не только в церкви, никто не пойдет в театр в валенках и старом халате, почему же мы считаем правильным входить в дом Божий в неподобающей одежде?Впрочем, во многих монастырях сейчас выдают юбки напрокат, выгонять человека из храма действительно негоже, да не из каждого храма и выгонят, случаи такого поведения редки.


Последний раз редактировалось Ярослава 31-10, 11:50, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-10, 11:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Под окончанием "Отче наш" имеется в виду видимо "яко твое есть...", которое непосредственно в сам текст молитвы не входит, а зачем произносить слова, которые предназначены для другого человека? Мы ведь не рвемся произнести новогоднее обращение к стране вместо президента Путина. А почему священник недосягаем? Конечно во время службы приставать к человеку негоже, но после службы поговорить со священником можно. Употребление просфор и святой воды нетощак, насколько я знаю, не имеет безусловного характера. Нигде не встречала мнение, что дешево изданные евангелия - преступление против Бога, с другой же стороны, печатать Слово Божие на газете как то действительно нехорошо. И любое изображение Бога у нас почитается, не только икона. Иконы в мобильнике или на компютере - сложная тема, слышала, что церковью такое осуждается, правда мне гораздо приятнее видеть на рабочем столе компьютера Рублевскую "Троицу", а не пошлых кисок или полуголых теток. Будильник с голосом митрополита Антония:) Ну если это не кусок богослужения, а слова из проповеди "Вставай дщерь" например, меня такое не покоробило, а повеселило бы. Нет у нас запрета на молитву на русском языке.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-11, 11:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 11:50
Сообщения: 120
Откуда: Москва
В целом согласен с Ярославой. Добавить можно только сожаление по поводу самого факта появления такой мешанины - ну отчего же не почитать, разобраться, а потом уже формировать свою позицию? Опасения вызывает не столько все перечисленное автором, но - то, что именно это перечисленное и принимается им за Православие. И ничего другого не видится. Вариантов два, как говорят эмпиристы, - или предмет наблюдения отсутствует в действительности, или же средства наблюдения не годны для поставленной задачи...
Одновременно с этим просматривается и определенная аналогия с обсуждавшимся текстом по истории Церкви - в обоих случах очевидна неразборчивость.
Какие такие "общества по защите православия"?, что имеется в виду под "пресечением церковного творчества"? в каком смысле понимается "неприкосновенность" и соответствует ли это понимание тому значению, которое используется в догматике, литургике и других теоретических дисциплинах? Как автору представляется "трогать иконы"? - в Третьякове тоже, вроде бы, картины не должно трогать - они не для "потрогать" там находятся; а в Концертном зале Консерватории почему бы не "подпеть" хору? Что имеется в виду под попираемой "церковной традицией"? Что за "аспекты православия", которые "множатся и блюдутся" (от себя замечу, что если религиозную традицию видеть только в форме одежды, отождествляя тем самым доктринальное содержание Православия и "этикетные" элементы житейского обихода, пусть даже у лиц, заявляющих себя его, Православия, носителями, тогда, конечно, нужно (отправив предварительно здравый смысл на отдых) ревностно защищать права "брючных, накрашенных и бесплаточных" - короче, "современных" и создавать для них свои особые "места для отправления культа").
Под теми обобщениями, которые использованы в исходной статье, в основном - пустота, или же иллюзии, фантасмы, бродящие, к сожалению, во многих не желающих упражняться во вдумчивом чтении головах... "Евангелие можно только целовать и слушать на непонятном языке" - а что еще с ним можно делать? использовать как подставку для "росписи пулечки"? (попутно - кто мешает приложить усилия и понять говоримое на довольно-таки родственном русскому ц.-сл. языке???).
И последнее: никакой будильник томов книг не перечеркнет, они не только из разных логических рядов, но и для разных людей. Хотя и будильник можно не приобретать и книги можно не читать.
Очень трудно обойтись в жизни без умственных усилий, особенно - в затронутой сфере (лично мне так кажется).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-11, 11:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Сергий, мне показалось, или в этой статье прослеживается налет протестантизма? Если так, то понятно откуда ветер дует и почему все, что имеет традицию - заведомо чуждо и плохо, гораздо хуже, если этот человек не причисляет себя ни к одной религиозной конфессии, но выражает мнение людей от веры далеких.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-11, 12:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 11:50
Сообщения: 120
Откуда: Москва
Ярослава, конкретно протестанские подходы здесь мною не прослеживаются (это не значит, что их не может быть - нужен просто более квалифицированный специалист для классификации этой статьи). Мешанина видна, другое дело, что в тех трактовках, которые базируются на протестантизме тоже есть тенденция к сваливанию всего в кучу (как мы и видели на примере упоминавшейся статьи по истории Церкви). Узловые моменты конкретики протестантизма на нашем Форуме изложены в разд. о "Других конфессиях" (насколько я помню), - это и интерператция Предания, и "абсолютизация" Библии, и вопросы о крещении младенцев, и понимание символизма в целом, и отношение к Богородице, и трактовка исповеди и причастия, и понимание самого "религиозного опыта" и т.д. А ветер дует от узости кругозора и нежелания прикладывать те самые усилия, о которых я говорил. Эдак - и застудиться не долго... Такой насморк можно подхватить, что и до летального (в умственном отношении) исхода просто-таки руками и ногами подать...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-11, 12:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Это впечатление у меня сложилось потому, что все придирки в основном предъявляются к обрядам. Но может Вы и правы, сложно говорить что то о вероучении, если имеешь о нем весьма смутное представление.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-11, 13:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 11:50
Сообщения: 120
Откуда: Москва
Ярослава писал(а):
мнение людей от веры далеких.

Здесь я бы чуть-чуть сместил акцент. Далекость замечается не столько от веры ("...и бесы веруют..." Иак. 2, 19; какие-то чувства по отношению к мирозданию как целому внутри каждого человека есть фактически "по определению" и зачастую именно они, смутно различимые, и отождествляются с верой), сколько от ее понимания, грубо говоря, от "рефлексии" над этими чувствами - от четкости соотнесения образов, связываемых с этими чувствами, с религиозным опытом, фиксируемым теми или иными традициями, от понимания предмета, вызывающего такие "чувства" (да, конечно, никто и не говорит о "доступности" самого Абсолюта, речь идет о трактовках являемости этого Абсолюта...). Как раз в этих трактовках, как мне кажется, и заключается "подводный камень" - слишком велик соблазн утверждать (как некоторые "художники"): "а Я ТАК вижу (представляю, считаю, размышляю)", считая вполне достаточной отсылку к наличествующим у любого человека т.н. "здравому смыслу" (которому, кстати сказать, любой религиозный опыт, просто обязан противоречить, вызывая, как спасительную соломинку, привязку к "чуду") и повседневному опыту (в который, к примеру, не достаточно гладко укладывается противоречащее очевидности вращение Земли относительно Солнца).
Из того обстоятельства, что каждому человеку даны возможности для интеллектуальной работы (в том числе и по поводу "веры"), заключать, что все на полную мощность их используют и потому каждый оказывается прав (только почему-то прав "по-своему", игнорируя какие-то ускользающие общие принципы...) мягко говоря - преждевременно. Вот на это уточнение мне и хотелось обратить внимание.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-11, 14:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Сергий, пожалуй согласна.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB