Вопросы по Православию

Информационно-познавательный Форум Ярославы для интересующихся Православием. Задайте свой вопрос!
Текущее время: 20-04, 12:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: мимо Храма.
СообщениеДобавлено: 16-10, 12:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
Я раньше работала в одной организации. И заметила одну вещь: ехав в налоговую, проезжали мимо одного Собора. И водитель в этот момент выключал, если работала, музыку, притормаживал и крестился. Что это значит, просто уважение к Храму Божьему или так надо делать в каких-то особых случаях? Или у него свои мотивы?

Извините, что у вас спрашиваю. Могла, конечно и у него спросить, но не получалось. Старалась с ним не разговаривать. Потому что он очень был похож и внешне и голосом на юмориста Коклюшкина, и слыша его голос, мне становилось очень смешно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16-10, 14:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 11:50
Сообщения: 120
Откуда: Москва
Ольга, жесткого уставного правила для такого случая нет (есть правило для перехода "осевой линии" (запад-восток) внутри храма - "мимо алтаря" по направлению север-юг, следует остановиться, осенить себя крестным знамением с поклоном и двигаться дальше), однако в благочестивой русской традиции такая форма уважения к храмовому зданию есть. В Москве она тоже нередко встречается.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16-10, 15:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
Сергий, спасибо за ответ. При пересечении осевой линии поклониться надо в сторону алтаря же?

А еще говорят, что спиной к алтарю нельзя поворачиваться. Правда?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-10, 08:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 11:50
Сообщения: 120
Откуда: Москва
Вы совершенно правы - в сторону алтаря. Спиной к алтарю стоять сложновато исходя из смысла нахождения человека в храме, поскольку есть определенная локализация богослужебных действий (в алтаре и предалтарном пространстве), предполагающая реакцию предстоящих (возгласы "Мир всем", "Главы ваша Господеви приклоните" и мн. др.) - поэтому правила как такового нет, просто за богослужением надо следить:)! Не рекомендуется также прохождение в непосредственной близости от амвона (обычно это расстояние от амвона /полукруглый выступ перед царскими вратами/ до "центрального" аналоя /подставки для "праздничной" иконы - иконы празднуемого события/ с подсвечниками "праздника"). Это, скорее всего (причем на мой взгляд) восходит к предосторожностям, связанным с процессом причащения - есть очень четкие указания о недопустимости толкать священника, держащего Чашу - поэтому для предотвращения даже возможности такого казуса всяческая суета и лишние перемещения в месте причащения должны быть исключены: во время причастия люди должны подходить без спешки и толкотни, соблюдая благопристойный порядок как раз в месте между амвоном и центр. аналоем. Вероятно, эти меры предосторожности и трансформировались в негласное неодобрение прохода в этом пространстве (по линии север-юг) даже во внеслужебное (и внелитургийное) время. Хотя, вполне возможно, что к этому добавилась своеобразная трактовка уставного (кажется. восходящего к Типикону) положения "никто же мимо олтаря не пройдет не перекрестив лба" (форма высказывания не дословная). Приходилось не раз замечать негативную реакцию женщин, следящих за подсвечниками, на такие "проходы" не особо разбирающихся в тонкостях храмового устройства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-10, 17:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
А вот еще такой вопрос. После молебна все желающие уйти из храма, подходили к батюшке и целовали его руку. Я заметила, что одна женщина подходила со скрещенными руками, как перед Чашей. Ведь насколько я понимаю, то целование руки священнику - это проявление уважения к его сану. И никакого другого подтекста в этом нет.
Насколько я ошибаюсь?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-10, 17:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
Мне кажется, что это не совсем правильное отношение: одергивать, поучать, отчитывать и давать советы в храме. Это я о тех женщинах, о которых говорил Сергий. В храм идут к Богу, а не искать повод придраться к неграмотным в этом отношении людям. И храм - не то место, где вступает в силу "служебное положение" этих старушек.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17-10, 18:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Ольга, целование руки священника - это не только и не столько выражение уважения к нему лично, в храме священник олицетворяет собой Самого Христа, так что, целуя руку священнику, мы тем самым целуем руку и Спасителю, но складывать руки, как при причащении, действительно, не нужно. Насчет старушек, согласна с Вами, сами священники часто борятся с такими ревнителями благочестия (хотя иногда ведь действительно нужно человека поправить, а то по незнанию какая нибудь из женщин в алтарь забредет или что то такое же совершится), но ведь не гнать же их из храма за это.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-10, 15:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
А внешность священников тоже относится к олицетворению Христа? Имею ввиду бороду, длинные волосы и одежду.
У моей подруги брат священник. У него короткая стрижка под машинку и легкая небритость на лице. Он, правда, священник в армянской церкви. И как у католиков белый воротничек.

Почему женщины в алтарь не заходят? А как службы в женских монастырях проводят?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-10, 15:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 11:50
Сообщения: 120
Откуда: Москва
Службы проводят все равно мужчины-священники (при любом монастыре имеются таковые), кроме этого, либо они, либо специальные иеромонахи выделяются как духовники. Женщинам в алтарь заходить категорически воспрещено с древнейших времен. На память правило не помню, но в какой-то теме есть электронный вариант Правил - там можно посмотреть, есть это, кажется и в Алфавитной синтагме - она тоже здесь есть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-10, 16:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
Иеромонахи с ними в монастыре живут?
Думала, что в женском монастыре нет ни одного мужчины.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-10, 17:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Ольга, внешность священника - это подражание Христу и апостолам, кроме того, она подчеркивает разницу между священником и мирянином. Но это не догмат, некоторые церкви придерживаются этого правила, некоторые нет. Об армянах - не факт, что Ваш знакомый армянский священник - православный, у армян очень распространена ересь монофизитства. Что же касается вопроса об алтаре, в алтарь в общем то и не любой мужчина должен входить, а только тот, кто служит или по благословению духовника. Еще с древности ведется такое разделение - мужчина священнодействует, женщина благоустрояет семью, впрочем некоторым благочестивым прихожанкам пожилого возраста священники разрешают прибираться в алтпре. Вспомним еще и о том, что женщинам лучше не прикасаться к освященным предметам в критические дни. Священники в женских монастырях обычно приходящие.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-10, 21:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
Ярослава, а разве армяне православные? У них же григорианская вера... И крестятся они слева направо. Объяснили они это тем, что на армянском языке звучит не "во имя Отца и Сына и Святого Духа", а "... Духа Святого". Разница только в постановке слов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-10, 21:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Ольга, армяне - христиане, но отличаются от православных в основном тем, что не признают решение 4 Вселенского собора. Они считают, что у Христа - только Божественная природа, Человечество же Его, в том числек и мучениея на кресте, призрачны.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 11:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
Ярослава, значит все члены армянской церкви - монофизиты? Этот священник (брат подруги) учился в Иерусалиме, потом его католикос направил в тот приход. Мне показалось, что монофизиты - это как отдельная секта что-ли. А получается - особенность армянской церкви? И почему она до сих пор существует? Я читала, что после того Халкидонского собора мнения разделились. Они обиделись, недопоняли, отделились. Но ведь столько времени прошло. Из принципа?
И не поняла немного. Почему мучения Христа призрачны? Они считают, что Он не приходил на землю как человек? И тогда вообще, с их слов, Он был с людьми? А как же тогда члены армянской церкви присутствуют на православных богослужениях. Та моя подруга армянка была переемницей у русских. Разве можно допускать к такому Таинству членов других церквей. Ведь их понятия о природе Иисуса Христа совсем другие, разница так существенна.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 13:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Ольга, я, честно говоря, не очень компетентна в этом вопросе, но, насколько знаю, армянский католикос - это как раз глава монофизитской церкви. Почему армяне не принимают православие? Не знаю, монофизитство - это достаточно развитая доктрина, древняя, принятая не только у армян, видимо она их устраивает, хотя действительно, родилась во многом из-за ошибок перевода. Монофизиты считают, что Человеческая природа во Христе была поглащена природой Божественной, в результате чего природа Христа сделалась уникальной третьей природой, отличной от нашей. Христос приходил на землю, но не страдал, как страдал бы человек на кресте, потому что Христос - Бог, а Бог страдать не может. Молитвенного общения с монофизитами у нас, насколько я знаю, нет, но присутствовать на богослужении они могли, другое дело, не могли участвовать в таинствах. Впрочем, в Армении есть православная церковь, подчиненная как раз русскому патриархату, может быть Ваша подруга все таки ее посещает?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-10, 19:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
Ярослава, она живет со мной по соседству, на территории России, посещает армянскую церковь. Брат ее тоже служит на территории России, только ближе к Ростову. Если она пойдет в Православную церковь, интересно, креститься она будет так же как и православные справа-налево, или по-своему. Мне кажется так, как у нас, ведь служба ведется на церковно-славянском языке, а не на древнем армянском.
И поэтому (монофизитство) у них не изображен Иисус на нательном кресте? И ведь в Евангелие написано, что Он был распят, мучился за нас всех. Эти пункты они, что, не принимают?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 09:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Ольга, с лева направо крестятся как раз монофизиты. Я тут нашла цитату о страданиях Христа из их вероучительных источников" "Сын Божий страдал за нас по Божеству, а поэтому, вследствие единосущия лиц Св. Троицы, с Сыном страдали Бог Отец и Дух Святый. Это именно и означало добавление к трисвятому в виде слов распныйся за ны». То есть ни о каком физическом страдании речи не идет, все страдания Христа были душевного свойства, а Тело было отличным от нашего и страдать не могло. Что же касается неизображения распятия на нательном кресте, православный крест тоже может быть без изображенного на нем распятия, правда в таких случаях внутри него рисуется рамочка, повторяющая очертания креста, посмотрите хотя бы на храмовые кресты.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 12:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
Но у армян вообще ничего не изображается на крестах. Я даже глянула специально.
Ярослава, только немного не поняла, как Божество могло страдать? И при крестном знамении мизинец и безымянный палец они тоже пригибают к ладони. Но это же символ двойной природы Христа?
Ничего не понимаю...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 13:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
О распятии: это в общем то не принципиально, поскольку сам крест уже является орудием спасения. Ладно, давайте попорядку, если что будет непонятно, спрашивайте. В православии считается,что во Христе две природы, Божественная и человеческая. Никакая природа не преобладает над другой и они не сливаются друг с другом. Конечно Божественная природа страдать не может, на кресте страдала человеческая природа Христа, монофизиты считают, что человеческая природа во Христе растворилась в Бжественной, поэтому Христос и не страдал, так что они ее изначально признают, но считают изменившейся. Ух в какие глубины богословия мы нырнули:)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 13:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
Ну тогда что, Он пить просил, когда на Кресте уже умирал, от излишнего удовольствия что-ли? Все-таки не пойму, зачем изменять то, что написано в Евангелие. И в чем смысл тогда, тоже не пойму. Христос пришел на землю как человек, чтобы страдать за всех нас, за наши грехи. И насколько я понимаю, Он, как человек, страдает все время, пока мы, безжалостные, грешим.
Это мое понимание.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 13:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Ну это не ко мне, это к монофизитам вопрос, наверное они это как то по своему обьясняют, хотя самой было бы интересно узнать как.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 14:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
Я у подруги спрашивала. Конечно не подумайте, что я такая дотошная. Просто меня эта тема заинтересовала. Она сказала: Оля, я ничего в этом не понимаю. У брата-священника не спрашиваю, т.к. редко видимся, и у меня к нему есть другие вопросы, насчет его лично и его семьи. А в армянскую церковь хожу, потому что все армяне туда ходят. А о чем там речь, и понятия не имею.
:)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 14:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Жалко девушку, впрочем и у нас людей, которые в церковь ходят непонятно для чего предостаточно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 14:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 26-09, 12:20
Сообщения: 87
:(


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-10, 10:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 11:50
Сообщения: 120
Откуда: Москва
По поводу затронутой проблемы о расхождениях православия и монофизитства - речь там действительно шла о довольно-таки "глубоких" вещах - как понимать "природу" и "ипостась"... Восходило это все к попыткам объяснить в принятой греческой философской терминологии ситуацию Боговоплощения (как объяснить, что Бог стал человеком, ничего не утратив в одной "природе" и ничего не разрушив в другой- воспринятой: следующий вопрос - как Бог мог родиться от человека /это уже Несторий/ ) и Искупления (какие возможны изменения - спасение в результате Боговоплощения и последующих событий, включая Воскресение - для рода человеческого в целом). Как ни прискорбно - практически все еретические движения возникали в результате различия трактовок терминологии (в понимании одних и тех же терминов - сущность /подобна, тождественна/, рождение-творение /природа Сына/, ипостась, природа и т.д.) и потому без соответствующей подготовки разобраться в этом довольно-таки сложно, хотя и не невозможно - и не такие люди сбивались (сколько было КП-льских патриархов-еретиков! а были же и целые заблуждавшиеся соборы!). В настоящее время, насколько я знаю, ситуация радикально не изменилась - новых терминов не появилось, а за старые трактовки продолжается борьба. Для интересующихся могу порекомендовать недавно вышедшую монографию В.М. Лурье "История византийской философии", а также сохраняющие свою значимость труды прот. Г. Флоровского, А.П. Лебедева и В.В. Болотова.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB