Вопросы по Православию

Информационно-познавательный Форум Ярославы для интересующихся Православием. Задайте свой вопрос!
Текущее время: 30-04, 00:13

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О посте
СообщениеДобавлено: 31-10, 15:42 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 12-09, 11:58
Сообщения: 100
Св. Иоанн Златоуст:
а) "Пост телесный установлен для поста духовного... Как можно постясь не поститься? Это бывает тогда, когда кто-нибудь воздерживается от яств, а не воздерживается от грехов. Как можно не постясь поститься? Это бывает тогда, когда кто-нибудь вкушает пищу, но не услаждается грехом. Этот пост лучше того, и не только лучше, но и легче... Пользуйся омовениями, участвуй в трапезе, пей вино умеренно. Хочешь вкушать мясо? Никто не препятствует! Пользуйся всем, только воздержись от греха" (Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное на светлой седмице 395 г, т.2. стр.482).
б) «Все наше попечение да будет о спасении души и о том, как бы нам, обуздав телесныя похоти, совершить истинный пост то есть, воздержание от зла, потому что в этом и состоит пост. И воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти и этого коня сделать нам покорным. Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистая пожелания, представлением того неусыпающаго огня и нелицеприятнаго суда, быть выше денежных разсчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближняго. Вот это истинный пост, как и Исаия говорит от лица Божия. (Тв. Св. Иоанна Златоуста, беседы на книгу Бытия, беседа 8, п.5. т.4, стр.64)
в) Пост состоит не только в воздержании от пищи, но и воздержание от сластолюбия есть вид поста. Это-то в особенности я заповедаю: воздерживайтесь не от пищи, а от сластолюбия. Пища нам нужна, а не растление; пища нам нужна, а не причина болезней, болезней и душевных и телесных; пища нам нужна доставляющая сладость, а не сластолюбие, исполненное горечи; то полезно, а это вредно; то приятно, а это неприятно; то естественно, а это противоестественно» (Тв. Св. Иоанна Златоуста, беседы на деяния постольские, беседа 27, п.2. т.9, стр.254).
г) "Владыка у нас - кроткий и человеколюбивый, не требует от нас ничего свыше силы. Он и поста и воздержания требует от нас не просто для того только, чтобы мы пребывали в неядении, но для того, чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все свободное от них время на занятия духовныя. Если бы мы устрояли жизнь свою внимательно и всякую свободную минуту посвящали духовным занятиям, если бы пищу принимали только для удовлетворения потребности, и всю жизнь проводили в добрых делах, то не было бы нам нужды и в пособии от поста. Но так как человеческая природа нерадива и более склонна к невоздержанию и роскоши, поэтому человеколюбивый Господь, как любящий отец, изобрел для нас врачество в посте, дабы и отвлечь нас от (мирских) удовольствий, и обратить от забот житейских к делам духовным. Итак, если некоторые из приходящих сюда чувствуют телесную слабость и не могут оставаться без пищи, таким советую, чтобы они и телесную слабость свою подкрепляли, и не лишали себя этого духовнаго поучения, а о нем тем более заботились. (Тв. Св. Иоанна Златоуста, беседы на книгу Бытия, беседа 10, п.5. т.1, стр.74)
д) "Кроме воздержания от пищи, есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения пред Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творить усердныя молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей". (Тв. Св. Иоанна Златоуста, беседы на книгу Бытия, беседа 10, п.5. т.2, стр.74)
е) "Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе. А что касается до братий ваших, которые не в состоянии поститься ради телесной немощи, их увещевайте не оставлять этой духовной пищи, поучая их, передавая им слышанное от нас, и показывая, что внимать этим наставлениям не достоин не тот, кто ест и пьет умеренно, а человек безпечный, преданный удовольствиям. Напоминайте им и об апостольском изречении: и ядый, Господеви яст: и не ядый, Господеви не яст, и благодарит Бога (Римл. XIV, 6). Итак, и постящийся благодарит Бога за то, что имел довольно сил повести постный труд; и ядущий также благодарит Бога, потому что это нисколько не повредит ему в спасении души, если он захочет. Человеколюбивый Бог открыл нам неисчислимое множество путей, которыми мы, если только захотим, можем достигнуть самаго высокаго дерзновения (пред Богом). Об этом мы достаточно побеседовали ради отсутствующих, отняв у них повод к стыду и показав, что этого не должно стыдиться, так как подвергает нас стыду не ядение, по делание зла. Великий стыд - это грех! Если мы сделаем его, то должны не только стыдиться, но и закрывать лице свое и называть себя несчастными, как погрешившие. А вернее - и тогда не нужно унывать, но спешить к покаянию и исправлению. Наш Владыка таков, что, если мы, по безпечности, сделаем грех, Он не требует от нас ничего другого, как только того, чтобы мы исповедали свои согрешения, остановились на этом и не впадали в те же грехи. Если употребляем пищу с умеренностью, не будем стыдиться, потому что Господь соединил нас с таким телом, которое не может существовать иначе, как принимая пищу; только пусть не будет неумеренности; это весьма много способствует здоровью и крепости нашего тела". (Тв. Св. Иоанна Златоуста, беседы на книгу Бытия, беседа 10, п.5. т.2, стр.75) (Выборка сделана добрыми людьми http://www.cdrm.ru/ibforum/lofiversion/ ... t1122.html)

Разъяснения о посте:
"Невозможно основать свой пост только на букве Устава. Для того, чтобы правильно поститься, нужно следовать духу Священного Писания и традиции Церкви.
Мы знаем из Евангелия, что Сам Христос постился 40 дней в пустыне. О своих учениках Он сказал, что они будут поститься, когда Его не будет рядом с ними (Матф.9:15), ибо очищая свое сердце молитвой и постом, человек избавляется от неверия (Матф.17:21) и снова как бы видит Христа чистым сердцем (Матф.5:8). Также Христос предостерег от лицемерного поста напоказ (Матф.6:16). Кроме Священного Писания в учении Церкви о посте можно выделить три источника:
1. Каноническое основание содержится в книге «Правила Православной Церкви».
2. Историческая традиция хранится в Уставах (Типиконах), некоторые указания о посте помещены так же в книге, содержащей богослужебные тексты для служб Великого Поста, приготовительных к нему недель и страстной седмицы, которая называется «Постная Триодь».
3. Книги Святых отцов объясняют смысл учения Церкви о посте, и главное, как нам приложить это учение к своей жизни.
На основании учения Церкви и Отцов о посте каждый человек, (если это возможно, посоветовавшись с духовником), определяет, по выражению Постной Триоди, «благоугоднейшую перед Богом», т.е. соответствующую духу учения Церкви и приемлемую для себя меру поста.
1. Канонические Правила не описывают подробно степень поста в разные дни, и отлучают от Церкви лишь тех, кто вообще отвергает или произвольно нарушает пост, особенно Великий, и поясняют, что Церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается от мяса, также от яиц и молочных продуктов, которые являются плодом и произведением того, от чего воздерживаемся (56 правило 6 Вселенского Собора). Из этого следует, что сама мысль о произвольной отмене поста, или о замене запрещения определенной пищи на её количественное ограничение, совершенно чужда учению Церкви.
Однако, сами правила, следуя духу христианской веры, постоянно подчеркивают, что пост должен соответствовать силам человека и состоянию его здоровья. «Кроме препятствия от немощи телесной», - добавляет уже Апостольское правило, запрещая нарушать Великий Пост.
В канонических ответах святителя Тимофея, епископа Александрийского, включенных в основной канонический сборник Правил православной Церкви, мы находим, например, такой ответ о женщине, которой случилось родить на Страстной седмице: «Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и немощи, то должна она принимать пищу и питие, как хочет и понести может». «Должно разрешать больному принимать пищу и питие, смотря по тому, что может он понести», - говорит он в другом ответе. Таким образом, правила церкви говорят, что пост в пище нам необходим «для усмирения нашего тела», т.е. живущих в нем греховных страстей, и предписывают поститься в ту меру, в которую позволяют нам телесные силы.
2. Дух и буква канонических правил воплотились в традициях церковной жизни, уставах Святых отцов и монастырей, которые уже подробно описывают степень поста в те или иные дни. Уставы содержат не только прямые указания о посте, но и богослужебные тексты, которые раскрывают и поясняют его смысл. Вот тексты из Постной Триоди, которые поются и читаются в Церкви во время Великого Поста: «Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша».
«От брашен постящеся (соблюдая пост в пище), душе моя, и страстей не очистившися (и не очищаясь от страстей), всуе радуешься неядением (радуешься, что постишься и не ешь) если бо не вина (если это не причина) тебе будет ко исправлению, яко ложная (как пребывающая во лжи) возненевидима будеши от Бога, и злым демонам уподобишися, николиже ядущим (которые вообще не едят)».
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей, отлучение оглаголания (доносов) лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть и благоприятный».
…В разных странах, монастырях, в разные эпохи, складывались несколько разные традиции и уставы о том, как поститься в те или иные дни поста. Большинство из них, однако, находятся в единстве с учением Священного Писания, духом и буквой канонических правил Церкви. Предписывая телесный пост, хотя и строгий, но понимаемый составителями как вполне посильный, уставы постоянно оговариваются о послаблении поста для «немощных» и «заматоревших во днех» (т.е. престарелых). Встречаются и обратные указания: в некоторых случаях устав разрешает, например, елей и вино, но добавляет, что «внимающие же спастися, воздержанию прилежат». Как некоторое обобщение взгляда Церкви можно привести замечание Постной Триоди в четверг 5 седмицы Великого Поста. Оно разрешает елей и вино «труда ради бденного», но замечает, что в Уставе Студийского монастыря предписывается сухоядение во всю ту неделю в большей степени, чем в другие, потому что это дни плача, а не праздника. Потом упоминает о предписаниях Типикона Святой горы (Афон) и поясняет, что описание этих традиций дается для того, чтобы предложить ищущим спасения самим избрать «благоугоднейшее перед Богом».
Почти прямым ответом на некоторые Ваши недоумения является замечание в Уставе патриарха Алексия (1025 –1043гг.). Этот Устав ввел в практику прп. Феодосий Печерский и он держался у нас до 14 века. Вот предписание из него для вторника третьей недели поста: Бывает утешение, и едят монахи рыбу, «яко да не како мало препочивше, на прочее сильнейше будут» (т.е. несколько передохнув, наберутся сил для будущих трудов).
Вообще Уставы дают представление о том, «какого духа»(Лук.9:55) должны быть мы, христиане, и как относиться к посту. Некоторые монастырские уставы древнейшего времени, например, разрешали в Великий Пост на другой день после праздника употреблять рыбу, если от праздничной трапезы оставались остатки. Во многих древне византийских уставах разрешалось есть рыбу и в тех случаях, если кто-либо приносил её в монастырь с целью угостить иноков. «Чтобы не оскорбить принесшего», - объясняет этот обычай игумен монастыря на Черной горе в Антиохии Никон. Устав его монастыря отличался большой суровостью предписываемого им поста. Он послужил одним из основных источников для нынешнего Типикона и предписаний Постной Триоди, хотя упомянутое разрешение на рыбу туда не вошло.
Сложно рассуждать о том, почему в указания о посте нашего Устава и Постной Триоди вошли именно эти предписания о посте. Высказывается, например, мнение, что на содержание нашего Устава оказали влияние в том числе и природно-климатические условия жизни Русской Церкви. Большинство упоминаемых в уставах продуктов – маслины, финики, смоквы, виноград, миндаль и др. были малодоступны у нас, а о «черепнокожих» (осьминогах, морских ежах, мидиях, омарах и пр.) вообще почти не слышали.
3. Подробно объясняют нам смысл поста Святые Отцы. Вот, например, что пишет о посте прп. Феодор Студит, автор многих церковных песнопений, вошедших в Постную Триодь: «Чрез меру напрягаться в подвигах своих не будем, чтоб с успехом в духовном соблюсти и здравие телесное. Ибо какая польза сначала быстро тещи, потом совсем ослабеть и остановиться? Но лучше тещи с расчетом и сдержанностью, имея в виду расстояние до конца течения».( Добротолюбие. Т. 4).
Вот еще святоотеческие слова из Древнего Патерика: «хорошо есть мясо и пить вино, и не снедать в оклеветании плоти брата» (гл. 4, 59). Они могут показаться странными, тем более в устах монаха, который вообще мясо не ест. Но именно в этой пародоксальности - смысл высказывания Старца: даже самое крайнее невоздержание в пище и питье само по себе не так страшно, как наша злоба и вражда к ближнему (которая часто бывает следствием, как и Вы пишете в своем вопросе, непосильного поста). Русский Святитель XIX века Игнатий (Брянчанинов) в своей статье о молитве приводит такие слова прп. Кассиана: Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост (Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч.4-я.).
Вот несколько мыслей о посте Святителя Игнатия из его статьи о посте:
«Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка.
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.
Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей — пост.
Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана единственная заповедь, заповедь о посте…Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечной смертью.
И ныне греховная смерть продолжает поражать нарушителей святой заповеди поста. Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.
Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.(Лук. 6, 25.) Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста.
Пост для человека, а не человек для поста, - пишет далее Святитель - Неумеренный пост, т.е. продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объедению, часто впадает в страсть превозношения и гордости…
Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищей, данной для поддержания тела не должно разрушать его».
Из всего вышесказанного следует, что за основу нужно принять указания Устава, но поститься так, чтобы это соответствовало Вашей жизни и Вашим силам, обращая при этом главное внимание на духовный смысл поста. Лучше всего было бы, по слову Святителя Игнатия, постараться правильно себя понять с помощью опытного и рассудительного духовника" (о. Александр Любимов, храм Всех святых в земле Российской просиявших: http://pravoslavie.dubna.ru/2/questions ... h=2&id=640)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB