Совсем недавно я приехала из Абхазии, фактически прошмыгнула перед нынешними печальными политическими событиями и хочу рассказать об этой замечательной православной стране и ее святынях Да да, не удивляйтесь, Абхазия – страна православная, несмотря на длительное турецкое владычество, она не приняла ислам, сохранив веру отцов. Конечно, православие абхазов сильно отличается от нашего, многие абхазы православные только номинально и принятое крещение не мешает им иметь в доме и языческий алтарь, но, вместе с тем, несомненно, там много людей и истинно верующих, есть свои монастыри и храмы..
Абхазы познакомились с православием гораздо раньше нас, русских, они приняли веру непосредственно от апостолов и епископ пицундский Стратофил участвовал уже в деяниях Первого вселенского собора (325 г.). По преданию, Абхазию избрала для себя местом проповеди сама Богородица, но апостолы уговорили ее найти себе в этом деле приемника. Богородица выбрала Симона Кананита (Зилота) – своего родственника, одного из 12-ти апостолов, который отправился в Абхазию вместе с Андреем Первозванным, но в отличие от последнего, остался там до конца своих дней. Научные же сведения о первых христианах в Абхазии относятся к кон. III, нач. IV вв. где Питиунт (нынешняя Пицунда) упоминается как место ссылки христиан (например туда был сослан Иоанн Златоуст). Здесь развивается старейшая на Кавказе община, местные же племена приняли православие как государственную религию в VI в., о чем упоминает Прокопий Кесарийский. С XVIII в. Абхазия была покорена турками и возрождение православия происходит только после присоединения Абхазии к России в 1810 г, в это время учреждается и самостоятельная епископская кафедра. К 1917 г. в Абхазии существовало множество православных церквей, 8 монастырей, которые были насильственно закрыты советской властью, сейчас из них возобновили свою работу пока только 2.
Я расскажу только о тех абхазских святынях, рядом с которыми мне посчастливилось побывать, конечно их насчитывается гораздо больше.
Пицундский храм. Первые постройки храмового комплекса относят к IV в., сам же храм датируют VI-XI вв. Храм очень красивый, большой, несколько приземистой восточной архитектуры. К сожалению, в советские годы он был переделан под зал классической музыки, внутри него поставлен орган, но рядом есть часовня XIX в., она недавно отреставрирована и функционирует.
Иверский храм. Он находится в Новом Афоне, на Иверской горе. Чехов писал: «Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Иверскую гору, подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу». Подъем на Иверскую гору достаточно крутой, занимает около часа, расположен серпантином в 12 поворотов (по числу апостолов), а в XIX веке сюда вела электрическая канатная дорога, построенная силами новоафонских монахов. Сам храм, хоть и функционирует, пребывает сейчас в состоянии реставрации. Строение относят к VI-VII вв, однако оно многократно перестраивалось, стены сложены из известняка и гальки, окна отделаны кирпичом. На отдельной стене храма археологи расположили найденные ими христианские символы: рыба, лев и пр., которые служили навершиями окон. Здесь же в 1913 г. новоафонские иноки выстроили часовню, в которой хранился нерукотворный чудотворный образ иконы Иверской Богоматери, сейчас, к сожалению, утраченный. Рассказывают, что часовня была заложена на месте видения одним из монахов Пресвятой Троицы, около ее руин до сих пор растет инжир с разделенным на 3 части стволом¸ говорят, выросший в то самое время. Около развалин храма бьет святой источник с целебной водой.
Грот Симона Кананита, место его кончины. По течению реки Псцырцхи расположен грот, в котором около 2-х лет жил Симон Кананит (53-55 гг.). Грот этот представляет собой сырую и темную пещеру, совершенно для житья непригодную, куда апостол опускался на веревках через верхний проем, сейчас грот освящен и в нем находятся мозаичные иконы, можно поставить свечи. Силами новоафонских монахов же по горе проложены ступени, путь очень крутой, но вполне преодолимый. По пути к нему возле реки находится место предполагаемой гибели апостола от рук то ли язычников, то ли римских легионеров, река образует купель, в которой окунаются верующие, а камни ее содержат кроваво красные примеси, напоминая о пролитой крови апостола. Мощи апостола в XIXв были вывезены в Грецию. Чуть дальше находится камень, где, по преданию, сохранился отпечаток ноги апостола.
Православный Новоафонский мужской Симоно-Кананитский монастырь. После преодоления турецкого владычества у афонских монахов возникла идея о поддержании в Абхазии православия строительством обители на ее территории, оно началось в 1876 г., но первоначальные строения сильно пострадали во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. К нагорной части комплекса иноки преступили в 1884 г., это был огромный труд по укреплению склона горы, срезанию ее части. Был возведен целый комплекс зданий, несколько храмов, главным из которых является собор во имя великомученика и целителя Понтелеймона. К 1911 г. основные строительные работы были закончены, при монастыре стали работать мастерские: живописи, переплетная, сапожная, швейная, часовая, литейная и др.;имелись 2 большие пасеки, винодельня, несколько заводов по производству оливкового масла, конский, свечной, кирпичный. Были расчищены и возделаны огромные участки земли: посажены лимонные и мандариновые сады, одних оливковых саженцев было высажено 14 000, также разводили лавровишню, виноград, овощные культуры. Всюду было проведено электричество, горячая вода, к 1917 г. число насельников достигало 730 чел. В 1924 г. монастырь был закрыт, монахи частично разбежались, частично были сосланы, возрождение обители произошло в 1994 г., а с 2002 г. в монастыре открылось духовное училище.
Церковь с. Лыхны. Это действующий храм Успения Богородицы X-XI вв., интересен тем, что практически не реставрировался. Очень на наш российский взгляд оригинально выглядят пальмы прямо на территории храма.
Мчиштский пещерный комплекс. К сожалению, на него можно посмотреть только издали. Это вырубленные в скале пещеры монахов отшельников Х века, очень высоко в горах, как туда поднимались монахи до сих пор окончательно не выяснено, вероятно по веревкам, без альпинистского снаряжения к этим кельям не подобраться.