2007 г.
В такие долгие путешествия я еще не ходил. Есть у нас местный Ход в память равноапостольного Стефана Пермского. Проходит 8-9 мая, примерно 60 км по асфальту, причем ночевка в той деревне, где у нас дача (дом, где мама родилась). Все условия для комфортного паломничества :-) Только ноги сильно болят. В этом году повредил ахилл, а в первый год не дошел до ночевки. Ноги отказались идти после привала: мозг дает команду, а ноги не идут. Потом начало трясти…
Весной 2007 г. православные мужчины, учасствовавшие в обсуждении вопросв по Православию на woman.ru, договорились о том, что надо встретиться лично, а самое подходящее место – Великорецкий Крестный Ход. Православные – это я, мой духовник о. Виталий (выходил в форум под именем НИКЪ), Алексей из Ростова и Владислав из Раменского.
Начну с момента подготовки. Собирался бы сегодня – некоторые вещи выбросил бы из рюкзака, который при посадке в микроавтобус, домчавший нас до Кирова, весил килограмм 15-17. Теплые джинсы не понадобились. Шарфик, насильно засунутый женой – тоже. Но обидеть её не смог, шарфик взял. 2-я батарейка для телефона тоже оказалась ни к чему. Более того, я до сих пор ее не нашел. Палатку за 6 дней открывали 1 раз часа на 2. Но палатку я бы все-таки взял. Наверное. 3.5 кг груза становится серьезным весом, когда несешь его 5 дней. Но и от дождя на привалах укрыться хочется. *** Говорил же Господь, не брать 2-й одежды.. Неслух… *** А микроавтобус нам предоставил православный друг НИКа. И в Киров по окончании Хода прислал. Попросил лишь помолиться за него….
02 июня 2007 г. В 6:00 после молебна выехали из города, а в 13:00 приехали в Киров (420 км). К этому времени, Алексей с ростовской компанией уже 3 часа отдыхал в гостинице, а Владиславу предстояло еще 475 км не самого приятного пути: дороги в Кировской области отвратительные. «Твердое покрытие», одним словом.
Поехали к Серафимовскому Храму, разведали обстановку, подали записки, купили иконки Николая Угодника на шею. Возле храма бесплатно раздавали сухарики. Даже не раздавали, а положили 2 мешка с черными и белыми сухарями - бери, сколько надо, только о других не забудь. (Все, что нужно для Крестного Хода – это маленькая книжечка с акафистом, иконка и сухарики. Воду и чай в деревнях всем желающим раздавали местные жители: перед домом стояли ведра с колодезной водой, лежали воронки и кружки. «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей»… Спаси их, Господи! Водичка была как нельзя кстати.)
После этого сели на автобус и поехали по старой московской дороге в деревню под названием Колобовщина, расположенную примерно в 30 км от Кирова, где нас ждала хозяйка дома тетя Роза (в Православии – Манефа) – удивительно радушная женщина со светящимися глазами. За нами также ухаживала ее племянница, и муж племянницы (кстати, мусульманин, а по духу – простой русский крестьянин). Натопленная баня, ужин и ночлег – все было приготовлено.
Устроившись, мы сели за стол, выпили по рюмочке за встречу и знакомство. И тут – как гром среди ясного неба – «К нам едут ревизоры». В смысле, Влад с Алексеем. Произошла практически встреча на Эльбе. Алексей, как добрый Дедушка Мороз, раздал всем подарки из Дивеева, в которое они заезжали по дороге: маслице и сухарики от преподобного батюшки Серафима. Налили по рюмке чая, посидели, поговорили, пофотографировались.
Через некоторое время Влад с Алексеем укатили в гостиницу. Кстати, вместе с Алексеем в Крестный Ход захотели поехать еще 9 человек из его фирмы, правда, один из них не смог. И так как номера в гостинице были заранее оплачены, то таким вот чудесным образом нашлось место и Владиславу.
А я бросил на пол туристический коврик, сверху постелил спальник и отошел ко сну. Была возможность опробовать спальник при температуре +2 на улице, да чевой-то я не решился. Захотелось провести ночь в тепле в тепле...
3 июня 2007 года. В 5 утра мы поднялись, но все рано чуть не опоздали на пригородный автобус до Кирова. Спасибо водителю: увидел рюкзаки – понял, куда собираемся.. В 7:00 уже были возле Храма Серафима Саровского. Когда вынесли икону, и народ хором запел «Царю Небесный», вдруг неожиданно поднялся ветер и утих после окончания молитвы. Дух призвали – и вот Он, здесь, между нас! Когда икону поднимали после привалов и начинали петь молитвы, наблюдалась та же картина: неожиданно поднимался ветер…
Пока народ собирался возле храма, к НИКу подошел один из руководителей Хода и практически в приказном порядке сказал НИКу одеваться в полное облачение в храме, а вещи сложить в машину. Впрочем, так было сказано всем неместным священникам. Батюшку с нами разлучили до первого привала. «Не уберегли…», - расстроился Александр, один из нашей сыктывкарской команды. :-)) Оказалось, что беречь о.Виталия стал сам святитель Николай, икону которого до первого привала несли именно священники.
В 10 часов колонна вышла из Серафимовского Храма и пошла к Трифоновскому монастырю находящемуся неподалеку, там был отслужен водосвятный молебен у святого источника, после чего крестный ход двинулся по городу. На одной из улиц возле разрушенной церкви нас с 2-х сторон окропляли святой водой батюшки, чем добавили радости. На подъемах и спусках можно было наблюдать, что наша колонна занимает всю улицу и в длину, и в ширину. Необыкновенное зрелище.
Во время шествия перекрывались улицы и трасса. За городской чертой колонна растянулась (милиция специально «прореживала» паломников, пуская на аварийный мост строго пятерками), поэтому некоторые водители ждали прохода Крестного Хода по трассе около часа.
Шел иногда рядом с нами пожилой дядечка: сгорбленный, в пиджачке и с пакетиком в руках. Почти всегда босиком, за исключением морозного утра. В прошлом году одна ретивая паломница вздумала его поучать, как и что нужно делать в Крестном Ходу. На что он ей сказал: «Милая, ты в который раз идешь? – Во второй. – А я в 26-й. Не надо меня учить». Ходил дедок еще в те времена, когда, мягко говоря, крестные ходы не приветствовались. И сейчас брал с собой лишь кружку, ложку да минимум еды. Видимо, пакетик бесплатных сухариков.
Первый привал был в Троицкой Церкви уже после выхода из Кирова. Прочитали акафист святителю Николаю, икону занесли в храм и оставили для желающих приложиться. Народ расположился отдыхать после первого перехода прямо на газонах около храма. Клумбочки с цветами были заранее огорожены ленточками, этого вполне хватило для того, чтобы никто из паломников ничего не повредил. Народ ответственный…
Тут нас догнала Манефа с банками всякой снеди, которую мы не успели уничтожить с утра. Оставлять еду было некому, поэтому она после утренней службы в храме, где поет на клиросе, нагрузила полную сумку и еды и догнала нас (еще и каким-то образом нашла среди тысяч людей!) Так что обедали мы по-царски: с салатиками, с копченостями и «варёностями»…
В Троицкой церкви отдыхали час с небольшим. Вскипятили чай на портативной газовой горелке (незаменимая вещь!), вытянули ножки, сняли носочки. Кое-кто прилег подремать, не теряя времени даром. Потом двинулись дальше. Через некоторое время вышли на проселочную дорогу. Возле небольшой деревушки на поле был второй привал. Возле каждого дома стояли ведра с водой и кружками. Здесь мы отдыхали минут 40, после чего колонна построилась в шеренги для дружного перехода через трассу. Тут я попытался прикинуть, сколько же всего народу идет: мы стояли примерно по 20 человек в ряд, до следующей шеренги был примерно метр, а в длину наша православное спецподразделение растянулось не менее, чем на полкилометра. Получается никак не меньше 10 000.
Потом шли около часу с небольшим. Повстречали женщин с детьми из нашей епархии. Одна тащила за собой тележку, наподобие той, что используют для перевозки чемоданов. На тележку был постелен туристический коврик, а на нём полулежала, свесив ножки, двухлетняя девчушка в сигнальном оранжевом комбинезоне. Для надежности ее перехватили ремешком через пояс, чтобы не вывалилась на ухабах. В наш местный Крестный ход она тоже, как помню, «ездила», только тогда коляска была более комфортной. Да и компанию ей составляла 5-летняя двоюродная сестричка.
Через несколько метров увидели еще более интересную картину: на тележке полулежало уже двое ангелочков. Как оказалось, мальчики-погодки полутора и 2,5 лет. Ангелков для надежности (чтобы не улетели) перевязали не только за пояс, но и стреножили :-)) Судя по шаловливым глазенкам, ангелки были оч-чень даже резвые… Потом я видел их только на 5-й день. Ангелки были слегка покусаны комарами, но не возмущались. Все так же глазели на мир карими очами.
Через некоторое время после очередного привала мы вышли к деревне Заборье с фермой на окраине. Я шел с левой стороны колонны, как вдруг впереди нас народ дружно сделал выдох: «О-о-о-х-х!..», от невидимой для нас силы людей разметало по обочинам. Когда народ разлетелся в стороны и возле нас, мы увидели стоящую посреди колонны корову с ошалелыми глазами и направленными строго вперед длинными острыми рогами. Постояв пару секунд, она резво взяла старт и пробежала против хода колонны еще несколько метров, никого не задев. Народ опять охнул и разбежался по сторонам. Наконец, она свернула прямо за нами в кювет, распугав любителей идти по травке. И потом уже потихоньку через елки пошла на поле. Такая была вражеская провокация. Иногда стадо свиней, а иногда и корова сойдет для обитания. Впереди колонны ехала машина ГАИ. Видимо, от ее «крякалки» коровку-то и переклинило. Чудом можно назвать и то, что ни на ком не осталось царапины. «…Яко ангелам Своим заповесть о Тебе сохранити Тя во всех путех Твоих…»
На место ночевки в село Бобино пришли около 7:30 вечера. К этому времени у меня уже часа 3 не стихала боль под правым ребром почти по центру груди. Непривычная нагрузка и грехи чревоугодия ударили по печени и желудку. Жало в плоть – неприятная штука.
Молебен служили на месте разрушенного до основания храма. Ничего от церкви не осталось. Ровная площадка из битого кирпича. Сейчас собираются восстанавливать. Возможно, и были какие-то остатки стен, но все вывезли. Народ после молебна (некоторые и до) рассеялся по селу в поисках места ночлега: кто в школу, кто в клуб, кто в столовую, кто-то – стучаться по домам. Особо отважные (после захода солнца стало совсем свежо) оперативно раскинули палатки.
Тут обнаружились Влад с Алексеем. Хваткие ростовские ребята нашли ночлег и даже зарезервировали место для Влада, который мужественно отказался и решил вместе с нами разложить палатку. Пока раздумывали, куда бы приткнуться (незанятыми остались места с высокой травой и кочками), прибежали наши компаньонки и сообщили, что есть ночлег в теплом месте. Оказалось, в том же самом, где они ночевали в прошлом году. Взвалили рюкзаки и уже через 10 минут отогревались у гостеприимных хозяев. Влад убежал отдавать не пригодившийся спальник. Зато габаритным ростовским ребятам было больше места для упокоения немощной плоти ;-) К слову сказать, нетренированные тела уже после первого дня отказались функционировать, поэтому ростовский отряд к утру заметил потерю 4-х бойцов.
Наша компания состояла из 10 человек. Кроме нас хозяева пустили еще 5 кировчанок, которые расположились после быстрого ужина в маленькой комнатке на полу (а больше бы и не влезло). Мы тоже заварили пюре, открыли консервы, нарезали огурчики. После морозного вечера горячий чай в жарко натопленном доме – то, что нужно для усталых путников. Легли в 23:00 на полу на кухне и в большой комнате, где за шкафчиком расположились и сами хозяева. В тесноте, да не в обиде. Утром из хозяйки вытащили клещами имена, за кого молиться и подавать записки на реке Великой. Такие скромные люди живут в селе Бобино…. «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе»
4 июня 2007 г. Будильник прозвенел в 2:30. Быстро встали, с трудом растормошили детей (11-летний племянник НИКа Владик-младший спал в любом положении, так что разбудить его была целая проблема). Выпили чаю и 3:05 вышли из дома, поблагодарив хозяев за теплый прием. В 3:10 подошли к месту молебна и оказались даже и не в середине, а уже почти в конце колонны, т.к. Ход вышел без опоздания в 3:00. Через некоторое время прошли мимо дивного лесного озера, укутанного в туман и освещенного лучами восходящего солнца. Все дружно достали фотоаппараты. Такое пропустить было невозможно.
Владик-младший спал на ходу, еле волочил ноги и слегка постанывал: «Я не могу-у-у.. я хочу спа-а-а-ть..». Меня самого через час стало подташнивать от недосыпа. Ближе к 5 пришли в деревушку на привал. Расположились возле одного из домов на травке, поставили чай. Потом оказалось, что хозяева не спят и давно уже ждут паломников, вскипятив несколько ведер воды. Кто-то сразу лег добирать сон. Мне, чтобы взбодриться, хватило упаковки «Роллтона» и чашки чая с шоколадкой, которую Владислав извлек из рюкзака.
После привала встретились с Алексеем, шли вчетвером, обсуждая дела наши скорбные ;-). Вышли на поле. Время было 6 с небольшим, трава была мокрой от росы. Пришлось одеть сапоги. Как оказалось, ноги в сапогах не натираются, в отличие от кроссовок. Да и шлепаешь практически, где хочешь. Народ в кроссовках подолгу стоял перед сужениями тропинки между лужами. Потом началась совсем непролазная грязь (то болото, что было возле дороги, я и попросил сфотографировать Алексея. В его альбоме эта трясина есть). Было прохладно, поэтому комары почти не донимали. Да и вообще легче идти, когда солнышко не припекает.
Перед селом Загарье был еще привал около часа. Потом был довольно длинный переход в Загарье с разрушенным храмом. В попадавшейся по пути деревне жители опять выносили воду и чай. НИКЪ посоветовал придержать темп, т.к. после грунта многие начинают ускоряться по асфальту и потом страдают от болей в суставах. Не торопясь, притопали в село. Тут меня окликнул Алексей, спрятавшийся в тени тополей возле одного из домов: «Вот, ждем хозяина. Хочет нас накормить. Хочу-не могу домашней еды, очень уж соскучился организм». Дело хорошее. Сам с удовольствием похлебал бы супчику. Вышел хозяин, отправил одного из ростовчан в магазин за хлебом. А мы поднялись к разрушенному храму, где торговали пирожками, раздавали чай и кашу из полевых кухонь. Пирожки поели, а за кашей стоять не стали. Очередь показалась длинной. Решили, что лучше спать, чем есть. Приложились к иконе Святителя Николая и завернулись в спальные мешки: на солнце жарковато, да и спать неуютно, а в тени ветер пронизывает насквозь.
2 часа прошли быстро. Не заметили, как проспали начало Хода в 13:00. Повскакивали, сложили вещи и присоединились. Некоторых сильно уснувших (не из нашей компании) призывами «Братья, подъем!» было не добудиться, поэтому пришлось тормошить. Пригрелись… При выходе из деревни увидели объявление под деревом: «Осторожно! Клещи!» Предупреждение нелишнее, т.к. были впоследствии среди нас и покусанные (я привез с собой – видимо, в вещах прятался. К уху потом присосался, пришлось делать прививку). Топали по асфальту неспешно. Да и желудок опять разболелся не на шутку. Пришлось присесть минут на 5. Перед следующим привалом подошел к машине с врачом, получил в подарок «но-шпу». Потом, после привала, опять маленькое чудо: идем, оборачивается та самая врач, занимавшаяся в это время другой болящей, и говорит: «А где ж тот мужчина, у которого желудок болел». А я - вот он. Во всей своей немощи перед ней. Оказывается, нашла таблетки для желудка и искала меня. О как бывает: врачи сами больных ищут и среди нескольких тысяч человек успешно находят.
И Слава Богу, что приболел. А то шел почти как на прогулке: ноги не болят, дождя нет, ветерок обдувает, еды вдоволь. А так быстрее Господа вспомнил да Николу-Угодника попросил о помощи и заступничестве. Все на пользу… *** Во время Хода иногда молишься сам, а иногда примыкаешь к группе, которая в это время читает акафист. Практически все время в молитве, труде и посте. Плюс минимум сна. Режим жесткого монастырского устава. Плоть немоществует, дух животворит, бесы трепещут. Торжество Православия. «Ибо сила Моя совершается в немощи». *** Но признаться, без ободряющих шуток не обходилось. Весело шли, радостно….
Подошел к иконе, приложиться не успел. Зато послушал ангельское пение. После иконы движется хор из 80-100 певчих. В основном, молодые девушки, но были и ребята, и женщины в возрасте. Пение, скажу я вам, неземное. Действительно, какие-то «глаголы неизреченные». Мое ухо ничего подобного до этого не слышало. Закроешь глаза – и как будто во сне: прошелестела мимо стайка ангелов с нежными-нежными голосами. Я даже в слова не вслушивался, просто удивленно слушал звуки. Хотя бы ради этого сто`ит еще раз сходить в этот Крестный Ход. И ведь не устают петь все 5 дней пути…
На следующем привале Влад-старший сотворил при помощи перочинного ножа Владу-младшему посох. Опыт показал, что посох – вещь совершенно не лишняя и очень помогает. Не зря у Епископов он присутствует как неотъемлемая часть облачения, по примеру апостолов. На обратном пути очень многие шли с самодельными посохами. А некоторые и заранее лыжные палки из дому взяли.
С привала всех поднял громким голосом здоровенный детина с плохой дикцией. Угадывалось в нем что-то «не от мира сего». Спецшкола, что-ли… И в прошлом году, как сказали, так же командовал и грубовато строил всех. А на последней ночевке (перед Кировом) в доме-интернате оказалось, что это Николай, воспитанник детдома. При ближайшем знакомстве выяснилось, что он просто большой ребенок, добрейшей души человек. Фантазер еще тот. Заливал своей бывшей воспитательнице, которая шла уже в 3-й раз, про свои дела на личном фронте так, что не поймешь, серьезно или «по ходу пьесы» придумывает. Когда шли по трассе, опять строил колонну, чтобы никто не пресекал осевую линию. «О, вот и Николай появился!», - поприветствовали мы его. При виде нас не смог удержать строгое выражение и на секундочку расплылся в улыбке. *** Так и делаем поспешные выводы, глядя на внешнее и совершенно не зная внутреннего…
Переходя одну из болотин, увидели лежащую без движения пожилую женщину, а рядом с ней врачей и сотрудников МЧС с рациями. Как выяснилось, пенсионерка пошла в Ход с защемлением нерва в позвоночнике. Тут ее и скрутило. Надеялась исцелиться, да Господь иначе решил. Или пропускать Ход не хотела. Тоже понятно – всего раз в год «Вятская Пасха». Рай, пришедший на землю. Всем в Рай хочется.
На привале прилегли, потянуло холодком под вечер, и НИКа начало трясти от нагрузки. Со мной все 3 первых раза, когда ходили в наш Стефановский Ход, тоже такое приключалось. Трясет, как от мороза или при температуре. Кутаешься во все одежды, как капуста, и отходишь после горячего чая. А лучше всего – баня. Бани на поле не было, поэтому отпоили НИКа чаем. После привала был длинный переход до места ночевки. Почти сразу после привала вышли на поле, где всех, потерявших остатки сил, ждал трактор с тележкой. Сели туда из многотысячного отряда человек 20. В основном, бабульки и дети. Переход был долгий, с затяжными подъемами и лесными раскисшими дорогами. Уже в конце перехода трактор нагнал нас и устроил целое приключение с застреванием и попытками сдать назад в сомкнувшуюся за ним плотную людскую толпу. Перекрыл весь путь. Пришлось лезть через заросли ив. *** Этот крейсер Алексей тоже, вроде, запечатлел.
Пришли к месту ночевки – селу Монастырское. Влада ждал Алексей, сгреб его в охапку и увел в натопленный дом с жаркой баней. Как оказалось, в прошлом году в том доме ночевали наши сыктывкарские ребята. Пошли они туда и на этот раз. Стучат в дом, а там уже шустрые «громозеки» из Ростова ;-) Нашли быстро общий язык и ночевали все вместе: 25 человек уместились на полу без ссор и упреков. Там и выяснилось, что те и другие знают и меня, и НИКа. То есть, практически родственники :- ))))
****
НИКЪ был у нас весь путь, как ангел-хранитель. При виде подрясника и камилавки (наперсный крест в чужой епархии без благословения носить не разрешается) народ расступался и предлагал помощь. Каемся, не раз этим пользовались. Но большей частью из-за того, что в нашей компании была 13-летняя дочь НИКа и его 11-летний племянник. Мы вполне могли обойтись кружкой кипятка и сухариками. Больше беспокоил не голод, а усталость и желание поспать. После долгих переходов не думаешь о том, что надо бы сейчас мяса или салатов. Вскипятил кипятка, бросил супа из банки – и поймал птицу счастья за пышный хвост. Еда беспокоит меньше всего. В этом плане устраивает все, что попадется под руку, когда роешься в пакете с едой. Проблемы соблюдать пост во время Хода просто не существует. Ну просто отпадает сама собой.
В Монастырском для паломников были раскинуты несколько палаток для ночевки. Раздавли бесплатно пакеты с пирожками, минералкой и не-помню-чем. Наши девушки, пришедшие раньше нас, привели нас к микроавтобусу, где священник из Кирова о.Михаил на собственном микроавтобусе привез бидоны с супом, кашей и чаем. Его прихожанки были за поваров на раздаче. Навалили нам полные котелки горячей еды. Благодать…
Ночлег заранее был подыскан нашими сыктывкарским мужиками. Шла такая мощная компания из 8 человек во главе с оч-чень шустрым мужчиной по имени Александр (по фамилии Липин). Читали акафист на каждом переходе. Заранее договорились с предстоятелем о том, чтобы нести икону на одном из переходов. Несли потом 2.5 часа. Занятие не из легких, если учесть то, что надо нести и свою поклажу, причем по мокрой траве по колено. Но Господь дает сил на все богоугодное. Довольные были потом – не описать. Смотрим - лежат, наслаждаются на привале. Сохнут возле костерка. В прошлом году НИК поручил им опекать певчую с нашего прихода – хрупкую девчушку, которая взяла рюкзак меньше моего кошелька и .. И все! Мужики посмотрели на нее и сказали: «Эта?? Эта не дойдет!» В Великорецком спросили ее (уже обгоревшую до волдырей, когда можно было уехать в Киров): «Идешь дальше?» - «Иду!». Прошла… Мужики заботились, как о маленькой сестренке. Ездят регулярно по святым местам. Александр заранее перед Ходом ездил и договаривался по селам о ночлеге, не забывая окунаться в купели и благодарить Господа. В общем, наши мужики не менее хваткие и богобоязненные, чем ростовские ребята :-)))
Кстати, императрица Елизавета в своей охране держала коми-мужиков, как наиболее верных и ответственных. Коми-народность делится на 3 типа, один из которых имеет в родоначальниках хазар, ушедших на север после разгрома хазарского каганата *** Все мы немного евреи ;-))))
В Монастырском они заранее нашли ночлег, отправили одного из компании на вылов НИКа (и нас вместе с ним). Поужинав, пошли в дом, хозяйкой которого была женщина по национальности коми, причем из одного района с Манефой. Тут уж сестры – не иначе! Разместила 22 человека в доме. Все из Коми (все свои : -)) Мы кинули бренные кости на кухне.
Будильник прозвенел в 2:30. Свернули спальники, коврики, попили чайку на дорожку, поблагодарили хозяйку. Та уговаривала Манефу приехать в гости – 2 нью-кировчанки из одной местности быстро нашли общий язык. *** Для информации. Коми-женщины (судя хотя бы по моей маме) очень (очень!) быстро находят общий язык. Через 5 минут знакомства они переходят на «ты» (да даже через минуту), после чего одна другой может оставить квартиру, машину, внуков и все хозяйство на попечение, убежав по неотложным делам. Причем, вера в Христа у коми переплетена с язычеством больше, чем у русских. Дети…
Кстати, моя мама на пару с женой уговаривали не идти в Крестный ход: «Да как же ты пойдешь, да с больной ногой, да 150 км (на самом деле 180 ;-), да все ж там подготовленные люди (видели бы они всяких-разных «подготовленных» младенцев лет четырех-пяти), да такой рюкзак (а некоторые тащили и рюкзак, и младенцев)…» **** «И враги человеку -- домашние его». Да не враги, конечно. Мягко, но твердо (ха-ха-ха) домашним было сказано сидеть и ждать. Батя вступился и объяснил женщинам, что у мужчин есть по конституции право на отдых. Зато какая была встреча… Война прошла, наши победили. :-)))
Шли по трассе, потом по полю, потом затяжной подъем вверх по лесу. Остановились на привал, наломали веточек, развели костер, вскипятили чайку. Детей накрыли спальником, чтобы поспали. Да и везде народ не терял время на чай: кинули коврики, рюкзак под голову (или под спину, чтоб не дуло), спальник сверху – и байки. Чай не убежит. Привалов много. Я поспал не следующем. Да и желудок во время сна не болит.
После привала показалась Церковь в Горохово: посреди леса сияла белизной колокольня, и сверкали купола храма. Пришли в Горохово в 9:00. Оказалось, что Горохово состоит из этого самого храма и колокольни. Никаких других построек я не увидел (может, другие видели). Храм и колокольня оказались оштукатуренными и побеленными только от середины и до верха, чтобы было видно издалека. На большее денег, надо понимать, не хватило. Я ж не дал, например…
Раскинули палатку (впервые!). На улице тучи и ветер, а в палатке жара, тишина и нет комаров. Даже двери расстегивать пришлось. О Владике-младшем можно было и не упоминать – куда положишь, там и спит. *** Пришла мне в голову мысль, что страдающим бессонницей надо идти в Крестный Ход на Вятку. Быстро вся дурь улетучится. После 6 дней Хода будешь спать на любом покрытии, в любом положении и при любых звуках.
В Горохово была оборудована раздельная купель для мужчин и женщин (в прошлом году было иначе). Поэтому искупаться в ледяной водичке проблем не было, очередь двигалась быстро: разделся, спустился по лесенке, взялся за поручни (коих было 4 пары), окунулся – назад. Вроде бы все просто. Но! Окунаюсь не в первый раз, а все как заново: как залезть в эту холодрыгу? Волю в кулак (пальцы ног тоже сжимаются в кулак) – и вперед. Плоть сопротивляется и протестует. Это душа по природе совей христианка, а плоть по природе своей- - протестантка. Она по-хорошему, уговорами не понимает. Она понимает иногда только насилие и умерщвление. И только после этого - пряник в виде сна в сухой одежде да в нагретой палатке.
Поспать опять не удалось, хоть времени и было достаточно – 3 часа. Просто рассчитывали на 4. Но в 12 часов икона пошла. Разбудили детей, свернули палатки и спальники, взвалили рюкзаки, убрали мусор – и вперед. *** Чему был приятно удивлен: хоть нас была и не одна тысяча, после привала каждый раз не оставалось практически ни одного фантика или консервной банки. Все собирали в пакеты и забирали с собой до ближайшей мусорной ямы. Бутылки берегли для того, чтобы набрать святую и обычную воду. В Горохово набрали воду в источнике Казанской иконы Божией Матери. Водичка помогает от болезней глаз.
После этого был долгий переход больше 2-х часов. Встретил милиционера Колю, с которым не раз ходили в крестные ходы. Он это переход запомнил навсегда: в прошлом году они шли компанией из 3-х человек. Один ушел в кустики и потерялся (подробностей не помню, но факт был. 12 тыс человек - не шутка). После чего Коля с напарником тащили 3 тяжеленных рюкзака 8 км на себе по песчаной дороге с затяжными подъемами. На привале только и оставалось, что снять язык с плеча и завалиться спать.
На привале увидели 2 примечательные картины: 1. Шли раскольники с нашей епархии во главе с неким о. Максимом – молодым, высоким и энергичным. Как помнится, перед Монастырским он грузил какую-то женщину сомнительными теориями о душах детей. А один мой знакомый оказался и его знакомым. Он поведал о том, что о. Максима возмущают порядки в Русской Православной Церкви и т.п. Оккультизм пополам с протестантизмом. Разные варианты одного и того же. Ереси на любой вкус. «Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,..» Несли черно-желто-белый флаг. Полоски были именно в таком порядке. У сатанистов тоже крест перевернутый. Вот и думайте…
2. Пришла 2-я группа, тоже во главе с батюшкой (не знаем, с какой епархии, главное - не раскольник). Шли и дружно весь ход пели Иисусову молитву. Эдакий маленький неунывающий спецотряд. В этот раз они чуть не промахнулись мимо поворота, и все дружно закричали им: «Налево! Налево!» батюшка перевел дыхание и благословил своих духовных чад остановиться на привал возле умершей деревни. Примечательно, что во всех оставленных людьми деревнях росли огромные кусты сирени и здоровенные тополя, которые видны были с холмов за несколько километров (видимо, традиция была такая: сажать тополя возле жилищ). Возле каждой брошенной деревни был поставлен крест в память о том, что здесь проходит Крестный Ход.
Возле таблички «Великорецкое» не забыли сделать памятную фотографию. 96 км осталось позади. До храма оставалось еще километра полтора. За оградой возле храма опять стоял микроавтобус о. Михаила. Все желающие могли подкрепиться постным ужином. Мы тоже не пренебрегли такой возможностью, после чего пошли на ночлег в протопленный нашими «липинскими» молодцами дом. Хозяйка уехала в Анапу на ПМЖ, ведомственный дом остался без присмотра. 22 мая, на Николу-летнего, «липинские» заранее приехали договориться о ночлеге с главой администрации. Сейчас только взяли ключи и оставили дежурного протопить комнаты. Сами пошли на молебен и покупку еды. К слову сказать, ребята очень предприимчивые и дружные, все у них делалось основательно и дружно: вместе читали акафисты на переходах, вместе читали утренние и вечерние молитвы, вместе окунались в источник, вместе молились перед трапезой. И обязанности четко распределялись: один за водой, второй за продуктами, третий за дровами, четвертый за водой… И молитва такая, что позавидуешь. Пламенная… В такой компании не пропадешь.
В Великорецком стоянка была больше суток. Легли спать, поставив будильник на 6:30 утра. Проснувшись, прочитали утренние молитвы, каноны и последование ко святому Причащению. На веранде вся наша компания по-очереди исповедалась НИКу. К слову сказать, на всенощной исповедь принимали 30 батюшек, а на утренней - 15. У кого была возможность, те исповедовались «своим» батюшкам (как мы). Матушке НИКа нельзя было исповедоваться НИКу. Поэтому она пошла в общую очередь. А Алексей в это время, как оказалось, искал нас на ранней литургии. И фотографировал радугу вокруг солнца :-))))
В 9:30 началась Архиерейская на берегу реки Великой. Алтарь был единственным рукотворным местом, все остальная территория являла собой храм Божий под открытым небом. 6 июня в Великорецком вовремя литургии никогда не бывает дождя, и светит солнышко. Никогда. Желающие могут проверить на следующий год. *** Причащались из 7 или 8 чаш несколько сотен человек. Было беспокойство, что нам не хватит, т.к. стояли в конце очереди. Как оказалось, хватает всегда и всем. Причаститься после трудов праведных – великая вещь. *** Перед исповедью с трудом вспоминал грехи из «той» (до Хода) жизни, т.к. во время Хода на грехи времени и сил мало. Дурь хорошо выветривается. Остается только боль и молитва. *** «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.» Дух, Любовь и Истина – вот то, что тянет в Крестный Ход на Вятку тысячи людей.
Хотя бывают и грустные вещи. Стояла тетка-революционерка (видели ее беснование и на последнем привале перед Великорецким), которая призывали идти на покаянный крестный ход в Екатеринбурге (по поводу убийсва Царской семьи), раздавая при этом листовки. Ни дать ни взять В.И.Ленин в женской юбке: зычный голос, смачные лозунги, горящие глаза. Только кто ей разрешал в храме Божием учить? Надо было бы ее остановить, если была вменяемой. Ее соратник неподалеку раздавал те же листовки с обещанием прощения грехов до 4-го колена. Сразу возник вопрос, в какую сторону считать колена. И второй вопрос: надо ли после этого исповедаться и причащаться, если все прощено?? Протестантизм, однако….
В 12:00 малый крестный ход прошел 200 метров до источника возле реки Великой, где был отслужен чин водосвятия. После этого мы пошли обедать опять у о. Михаила. Пока стояли в очереди, услышал фразу: «Первыми проходят мученики!» Меня это несколько рассмешило, потому что решил применить эту фразу к себе. Ну какой из меня мученик, даже после 3-х дней хода? Потом понял, что чего-то не улавливаю, т.к. в очереди стоят такие же, как я. Оказалось, что мучениками называли прихожан кировского храма Новомучеников Российских, настоятелем которого и является о. Михаил. Кто мы - неизвестно, а свои – они и в Африке свои. Их первыми и кормили. **** «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.» (Гал 6, 10)
После обеда пошли домой спать. Влад стал собираться домой, т.к. часть органов его тела после 3-дневной непривычной нагрузки стала жить собственной жизнью, иногда не отвечая на запросы мозга ;-) Возникли сомнения в том, дойдет ли до того места, откуда ходят автобусы. Алексей уехал сразу после утренней литургии. Он бы может и пошел, да 8 компаньонов были не в состоянии. «Семеро одного не ждут». Ну ничего. Бог даст, в следующем году все вместе дойдем до конца.
Вечером сходили на источник. Долго (часа полтора-два) стояли в очереди к купели, т.к. купель была общая: пускали сначала 25 мужчин, после них 25 женщин. Не теряя времени, «липинские» читали акафист. Ну и мы с ними заодно. Сходили к списку с иконы Николая-Угодника - точной копии той самой иконы, которую несли Крестным Ходом. Рядом росла та самая сосна, под корнями которой «православные» язычники каждый год лазали, надеясь этим получить особую благодать. Как вам такой расклад: 3 дня идти ради Христа (вроде бы), а потом лазать под корнями? Когда я услышал об этом, то первой мыслью было: «Надо срубить!». Есть люди поумнее меня: огородили деревья перилами, на тропке, ведущей к сосне насадили сосенки, вокруг корней сосны сделали ящик из досок и засыпали корни землей. Кроме того, для особо непонятливых на заборе повесили табличку: «Парк-заповедник. Вход запрещен». Так нет же: кто-то опять пытался если не пролезть, то хотя бы «высидеть яйца» под корнями или рядом. Неугомонные…
Возле храма работала солдатская полевая кухня, но мы припозднились после купания. Не досталось нам ни каши, ни чая. Начал накрапывать дождик (впервые за все время). Пошли в магазин, накупили еды. Причем и такой, которую я, например, не ел давненько: рыбные тефтели с рисом, щи в банке… За ужином умяли за милую душу. Голод не тетка. Легли спать, будильник поставили на 0:40. В 1:00 в храме началась служба с акафистом. В это время дождь и прекратился (понимайте, как хотите). В 2:00 колонна, поредевшая раза в два, тронулась в обратный путь. Поющие ангелы прошелестели одеждами мимо нас, увлекая за собой.
Дождик и утренний морозец сделали свое дело: на привале было совсем не уютно: штаны промокли, свежий ветерок запускал мурашки по телу. Только мурашек нам и не хватало… С удовольствием поднялся и тронулся в путь после окончания краткого отдыха. Шли пока той же дорогой, которой пришли в Великорецкое. Не доходя пару километров до Горохова свернули направо и пошли по заброшенной дороге. Шли долго, часа 2 с половиной. А может, и дольше. В этот переход икону несли как раз «липинские». Вымокли по уши. Первым идти – подвиг. Дьяки с фонарем и хоругвями принимали первый удар на себя. Им и благодать особая.
Кстати, после смены руководителя хода несколько лет назад ход пошел не по той дороге. Заблудились. Пришлось несколько километров возвращаться назад.
Переход был затяжной. Один из крутых подъемов вконец вымотал Владика-младшего, после чего НИКЪ пообещал ему, что если даже колонна не остановится на горе, ради него мы сами сделаем привал. Так и получилось. А не дождались мы всего минут 10 до привала. Легли на травку, разожгли костерок, сварили ту самую банку щей в котелочке. На воздухе уплетали за обе щеки. Не хуже домашних. Пытался завернуться в спальник и поспать, да не давали ни комары, ни НИКЪ, который сказал, чтобы я особо на сон не рассчитывал, т.к.надо догонять колонну. Догонять так догонять…
Спустились с холма и увидели, что все отдыхают возле речки: кто в ельнике костры развел и обсыхает, кто на полянке палатки поставил, а кто просто укрылся спальником и смотрит сны про Крестный Ход (мне до сих пор снится, что я иду :-)) Отмыли котелки, подошли к иконе, приложились. Узнали, что выход через полчаса. Лег вздремнуть. И тут я понял, почему не стоит отбиваться от колонны: в густом ельнике не было ни единого комара! В километре на поле эти твари мне не давали спать, а здесь, среди елок, хоть бы один подлетел для приличия. Вот что значит быть рядом с Николой-Угодником… «На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия». *** Львов, конечно, не попирали, а вот собаки в одном из сел после молитвы меняли гнев на милость, переставали лаять и убирались восвояси, виляя хвостами…
Переход нам был обещан долгий, на 2 часа 20 минут (судя по прошлому году). В этом году дождик изрядно подпортил лесные дороги, поэтому шли 3 с лишним часа. Вымотались основательно. Спрашивается, а как вымоталась пожилая женщина, катившая коляску с парализованным мужчиной? Или парень примерно моего возраста, при виде которого я чуть не расплакался: от пояса у него совершенно не работали ноги, он мерно их переставлял, опираясь на костыли: пара костылей выбрасывалась вперед, потом – пара ног. Как он шел на тот подъем, после которого мы упали отдыхать?? «Сила Божия тебя несет, брат! Храни тебя Господь!», - сказал НИКЪ, получив в ответ широкую детскую улыбку. Я на это смотреть не мог, обогнал… Когда пришли в Киров, увидел еще одну коляску с инвалидом. Знакомые его поздравляли с тем, что он прошел весь ход, а он светился радостью… *** «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Готовится им венец славы, не иначе…
Что значит, «не надо отрываться от коллектива». На ногах сапоги, мышцы не болят. Отчего бы не прибавить ходу? Дурная голова ногам покоя не дает. Оторвался метров на 30 вперед, пройдя по луже напрямик, пока все шли цепочкой через заросли. Слышу позади крик Саши (из нашей компании): «Ва-ся-а-а-а..» Лес сделал свое дело: кто-то услышал по-своему этот оклик, и далее по цепочке понеслось: «Вра-ча-а-а..! Вра-ча-а-а..» Метров через 200-300 смотрю, идет против хода девушка с тележкой. Так и понял, что врач. Остановил, говорю: «Вы врач? Так это Вы ко мне идете.» - «???». Объяснил ситуацию, попросил прощение за то, что гоняем ее без толку по грязи. Девушка даже обрадовалась, что никого лечить не надо. Все обошлось. Предложил ей в качестве моральной компенсации покатить тележку, на что она сказала твердое «Нет!». Ну, говорит, народ: я тащу тележку на колесиках, затрачиваю на это минимум сил (попробовал – правда, катится легко. Небольшие проблемы, когда грязь), а даже те, кто едва встал на ноги после медпомощи, чуть не вырывают тележку из рук, чтобы помочь. Себя бы донесли… *** Спаси их Господи, этих девушек-врачей: бегали без устали ко всем страждущим, прошли больше всех… Господь дает сил на хорошие дела.
В этом году из-за прохладной погоды, Слава Богу, врачам было немного работы. А в прошлом из-за жары они бегали то в начало, то в конец колонны. Неподалеку от одного из сел нашлись пьяные шутники, которые в то время, пока мимо их пастбища проходила колонна, с интервалом в 5 минут орали: «Врача! Врача!» Замордовали бедных девушек…
Переход был долгий. Владик-младший уже еле волочил ноги. Стонал - только что пристрелить не просил. Перед селом Медяны был небольшой привал, на которым сельчане встречали нас, раздавая всем бутылочки с минеральной водой. Я сразу позвонил Владиславу и отчитался, что мы дошли, наконец, до того места, где люди насильно всовывают нам бесплатную минералку. Порожние бутылочки сложили в общую кучу, чтобы местные жители могли их погрузить, не ища по кустам, и вывезти на свалку (они сами так попросили). После привала колонна застопорилась возле большой лужи. В Медяны пришли с опозданием на 2 часа. Наша компания задержалась около водонапорной башни перед селом, с верхушки которой бил горизонтальный фонтан: помыли ножки, подсушили обмундирование на ветру и двинулись за остальными.
Нам достался только кипяток. Все остальное было съедено. Пополдничали шпротами и рыбными тефтелями, запили сладким чаем с галетами. Для мужчин вполне сошло за ужин, но детям после следующего перехода на место ночевки надо было организовать нормальный ужин. Нам с Сашей было дано партийное задание не ждать женщин, стариков и детей, а постараться удержаться в голове колонны, чтобы набрать в котелки еду и найти ночлег.
Проблема обнаружилась в том, что мы вышли на асфальт. Сразу заболели суставы, мышцы и связки. Вспомнил мудрый совет – крестить больное место. Правая нога болела больше всего (связка под коленом). Думал, не дойду. А если дойду, то только в хвосте. Начал крестить прямо во время ходьбы. Произошло чудо: через 10 секунд нога болеть перестала абсолютно. Обнаружилось, что болит и левая нога (мышца над коленом). Пока сильно болела правая, левая всерьез и не воспринималась. Опять крестить начал. И эта прошла тут же. Темп был высокий. Видимо, кроме нас были желающие заморить червячка нормальной едой. Поэтому ноги начинали ныть регулярно – только успевай крестить.
Летели 2 часа до Мурыгино. Потом шли долго по самому селу. Рядом с нами в таком же темпе шел молодой высокий батюшка с коляской, в которой сидела его 7-месячная дочка, а рядом шла молоденькая-молоденькая (лет 20 – не больше) миниатюрная матушка. Шли с первого дня, немного опоздав на самое начало Хода.
В Мурыгино и стар, и млад вышли на улицу встречать Ход. Возле храма, как и каждый год, были организованы столы по полной программе: горячее, салаты… Наши девушки, нагнавшие нас (! – героини! Я думал, нас не догнать), сказали, что знают отличное место ночевки: детский дом-интернат. Одну из них оставили вылавливать НИКа с матушкой и детьми, а сами пошли занимать спальные места.
В интернате мы оказались первыми. Оказалось, что мало кто знает, о таком приятном для паломников месте. Сказать, что встретили радушно – не сказать ничего. В спортзале заранее были расстелены новенькие толстые маты (вау!), стояли 2 стола со скамеечками, рядом с которыми стояли баки с рыбным супом (вкусны-ы-ы-й – не описать..), пюре, чаем, противень с запеканкой. На столах уже красовались разные пирожки, зразы, рыбные котлеты.. НИКЪ благословил есть все (и постное и непостное), чтобы не обидеть гостеприимных хозяев. Меня надо было предупредить, чтобы не ел много: уха настолько понравилась, что я попросил налить еще чуть-чуть добавки. Вместо «чуть-чуть» мне вернули наполнный до краев тазик с супом и сказали, что для нормального, здорового мужика тарелка супа – не проблема. Съел. Чем нанес (как оказалось) удар по желудку. Он мне отомстил после ночевки.
К каждому из нас подходила врач и обрабатывала раны и мозоли на ногах. Деткам в интернате повезло. Если за посторонними так ухаживают, то воспитанников, надо думать, холят и лелеют. Ну а что можно ожидать от воспитателей, которые сами ходят в крестный ход? Любовь – она и в Африке любовь... Нормальные православные люди. *** В интернат пришло около 40-50 человек. Хозяева сказали, чтобы звали сюда побольше народу. Половина еды осталось, набрали себе в котелки, чтобы разогреть на привале следующего дня.
Подъем в 2:30, чашка горячего чая в дорогу.
6-й, последний день Крестного Хода.
Вышли из ворот интерната. В этом году маршрут слегка изменили, и Ход шел как раз мимо нас. Народ читал утренние молитвы на ходу. Прошли часа полтора и остановились на берегу Вятки в селе Гирсово. Для паломников уже был готов чай, выпечка и каша. Детки наши сразу завалились спать, им было не до чая. Потом, правда, мы их все рано разбудили (точнее, с трудом растолкали) и напоили чаем с булочками.
Следующие привалы были уже вдоль трассы Сыктывкар-Киров. Пустые бутылки оставляли после привала в одной куче, чтобы ехавшая за нами машина быстренько убирала мусор, не разыскивая по кустам. *** Народ не преминул сфотографироваться возле огромных букв «К И Р О В». Но до самого Кирова еще надо было идти и идти. Асфальт - штука неприятная для пешей ходьбы.
На мосту через Вятку Ход встречал о. Михаил и еще несколько сотен человек. Кстати, после Мурыгино обнаружилось, что нас опять никак не меньше 10 000. Ход отставал на полтора часа от расписания: бабушки упросили идти помедленней, чтобы успевать.
После моста был длинный-длинный (километра на полтора) подъем в гору. Владик практически спал и висел у нас Сашей на руках. Опять просил устроить привал, зайти в магазин, кафе.. – лишь бы перестать переставлять ноги. «Дядя Вася, Вы хотите в туалет?» - «Владик, ты что, хочешь в туалет?» - «Нет, я не хочу. Вы сходите, а я пока посижу..» : -))) Я ему предложил постелить на обочине коврик и лечь, укрывшись спальником, а вечером, когда будем ехать домой, забрать. На что он с готовностью согласился: «Да! Да! Оставьте меня здесь!...»
Доковыляли до Церкви Новомучеников и исповедников Российских, где для паломников о. Михаил с прихожанами устроили целый пир: щи, каша, соленые хрустящие огурчики, зелень, чай, квас, … Потом еще и ходили среди лежащих людей и насильно всовывали квас.
Потом колонна двинулась к храму во имя святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Акафист не читали, просто краткий молебен, чтобы сократить отставание от расписания. До Серафимовского храма было еще больше полутора часов хода, а время было уже 16:00. Пока лежали на газоне, услышали позади такие слова: «Ахмет, ты молодец! Ты за всех нас прошел!» НИКЪ в легком шоке пошел узнать, какой такой Ахмет ходит за кого-то. Татарин Ахмет оказался в святом крещении Даниилом, а его соседи по дому гордились дружбой с таким героем, надеясь, что часть благодати достанется по знакомству и им : -))))
Шли по городу, пели «Величание..» Николаю Угоднику, «Богородице Дево, радуйся..», поздравляли кировчан с праздником, кричали от всей души «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!». Чем не Пасха? По Кирову шли люди, ведомые невидимой могучей силой, свидетельствуя своим маленьким подвигом о твердости и небезосновательности своей веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.» Кровавые мозоли на ногах благовестников есть мученическое свидетельство о воскресении Христовом и нетщетности нашей веры. «Воскресение Христово видевшее поклонимся святому Господу Иисусу… Кресту Твоему покланяемся Христе, и святое воскресение Твое поем и славим»
Солнышко припекало, уши уже основательно сгорели. Поворачивал кепку и так, и сяк, чтобы закрыть от солнца обгоревшую кожу. С надеждой смотрел на небо, когда же, наконец, очередная туча даст нам прохладную тень? За 3 квартала до Серафимовского Храма возле разрушенной церкви те же два батюшки, которые кропили колонну в первый день, встречали нас и сегодня святой водой. Народ просто подбегал поближе, а батюшки кропили без устали, от души, не жалея святой воды. Вот уж вовремя… Не прошло и 3-х минут, как нас накрыла хор-рошая туча, и полил дождик. Хороший, теплый, без ветра. Ну как же Великорецкий Крестный Ход – и без дождика? Сам Никола-Угодник покропил напоследок…
Еще раз встали на молебен в Серафимовском Храме. Кто-то, видимо держался из последних сил: через некоторое время увидел лежащую на асфальте пожилую женщину и склонившихся над ней докторов. *** 18:20. Машина нас уже ждала. Погрузились. Постояли в пробках, проехали мимо храма о. Михаила, мимо привалов, мимо поворотов на Мурыгино, Монастырское, Великорецкое… Эх-х…
Владик (сами можете догадаться) спал без задних ног. И у меня глаза слипались, но шофер так лихо вел «Соболь», что спать (честно) боялся. Когда сам не за рулем, неуютно. Проехали 100 с небольшим км по разбитой трассе, потряслись на ямках, остановились в Даниловке поужинать. Отличная столовая с почти домашней кухней. Всегда очень много народа. Встал за супружеской парой средних лет. Нет, мне в принципе понятна реакция женщины: стоит небиритый детина в грязных спортивных штанах, побитых кроссовках, в не первой свежести тельняшке, с мутным взглядом… Сознание, признаюсь, у меня было сильно затуманенным. Недельный недосып + тряска в машине… Сумеречное состояние какое-то. Да и без определенного места жительства уже почти неделю… Я заглядывал в меню и мешал я ей встать рядом со своим мужем в очередь. И вот я вижу: она аккуратно, мизинчиком, с некоторой брезгливостью пытается отодвинуть меня и протиснуться к супругу. *** А я знаю, кого брезгливо отодвигаю от себя? Это мне на память.
После 100 г водки наступило просветление. Будда может отдыхать ;-)...
Заехали к о. Аркадию в Летку (самый «южный» батюшка нашей епархии). Не заехать грех. Господь наказывает пренебрегающих. Проверено многими на опыте. Мы не стали искушать судьбу, заехали, осмотрели новый храм, выпили по рюмке чая. Владика высадили через несколько километров у бабушкиного дома. К машине подошел мужик и настойчиво предлагал купить мешок картошки сначала за 300, потом за 200 рублей. Думал, дверь у машины оторвет – так хотел всучить нам картошку. Мягко, но твердо ему отказали. На заправке решили купить минералку. Выяснилось, что в результате чаепития у о. Аркадия (так скажем ;-)) я забыл куртку с паспортом, деньгами и правами в его доме. О. Аркадия проведали, таким образом, дважды. С подстраховкой, чтоб наверняка :-))
Наши с Сашей жены не спали, несмотря на позднюю ночь. Севшие батарейки сделали недоступным Сашу. Я батарейки берег, поэтому телефон выключил еще в Кирове. Включил в 2 часа ночи при подъезде к городу. Первый звонок был от жены Саши, которая прерывающимся от волнения голосом спрашивала, что с нами, где мы и т.п.. Бедняжки. Мы тут катаемся, а они места не находят.
Короче, как в песне: напоил коня (в смысле, попрощался с водителем), обнял жену. Оказывается, у нас есть такие грандиозные (именно так воспринимается после недели Хода) вещи, как: душ, свежие простыни, мягкая постель, вода из крана. Холодильник с едой. *** 3 часа утра. Солнце уже встало. Ночи у нас белые. Муж вернулся - жена может спать спокойно. Малышня сопит. Это очень много. И чего хочется все время больше и больше… Некоторые годами спят на теплотрассах и едят «роллтон». Те самые – в грязных штанах, стоптанных ботинках, с мутным взглядом. Никто их дома не ждет. Нет у них дома. Наши кресты – не кресты. Крестики, милостью Божией.
***
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
Господь творит правду и суд всем обиженным.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
не до конца гневается, и не вовек негодует.
Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;
как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!»
****
Фотографии:
http://foto.rambler.ru/users/Velikoreck/1/