Вопросы по Православию

Информационно-познавательный Форум Ярославы для интересующихся Православием. Задайте свой вопрос!
Текущее время: 26-04, 19:36

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18-04, 10:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста; между Четыредесятницей и Входом Господнем в Иерусалим.

Во время Своей земной жизни Спаситель сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала Он воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли хоронить. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И, наконец, третье – чудо воскрешения из мертвых Лазаря.

Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды Лазарь заболел, и, когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: "Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий" (Ин. 11, 4).

Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился», – говорится в Евангелии (Ин. 11, 35).

Приказание Христа открыть гроб (в Палестине хоронили в пещерах, закрывая вход огромным камнем) вызвало смущение всех: сестра Лазаря Марфа так выразила всеобщее недоумение: «Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11, 39). Но камень все же был отвален и из мрака пещеры, откуда действительно ощущался, наверное, заметный запах тления, на призыв Спасителя: «Лазаре, иди вон» показался оживший мертвец, весь обвязанный пеленами, в которых по иудейскому обычаю погребали усопших (Ин. 11, 43 – 44).

Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. Именно после чуда воскрешения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса.

Святой Лазарь, выйдя из гроба, жил еще тридцать лет, проповедуя Слово Божие. В Греции на Кипре он оказался потому, что на родине своей гоним был за Христа. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

В то время, когда праведный Лазарь проповедовал в Ларнаке (середина I века), христиане, скрываясь от преследований, собирались в катакомбной церкви. Остатки ее сохранились в подклете ныне существующей церкви святого Лазаря, построенной в конце IX века Львом VI Мудрым. Там же находится каменная гробница, где был погребен вторично в своей жизни святитель Лазарь, первый Кипрско-Китийский епископ.

Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века святой Амфилохий, епископ Иконийский, святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. "Сегодня, – говорит святой Златоуст, – Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны".

В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ не только перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, но и составил на день воскрешения его некоторые из священных песнопений, которые и сегодня исполняются в Церкви. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью.

На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». В Лазареву субботу разрешается икра, елей и вино.

Из проповеди прот. Василия Ермакова


Святое Евангелие говорит нам, что заходя в этот дом скорби, где лежал умерший, Иисус встретил женщину Лазаря, сестру Марию. Она говорит: «Лазарь наш умер, прошло четыре дня...» Он отвечает: «Я приду и воскрешу его». Естественно, что сестра в душе была смущена: как же можно воскресить мертвое разлагающееся тело! Но он приходит и говорит: «Лазарь, гряди вон!» И Лазарь восстал из гроба.

О чем это говорит? О том, что в жизни человека нет смерти, — есть переход души из одного бытия в другое. Тело — это оболочка души. Ибо сказано: земля еси и в землю отойдеши. А душа? Душа — это тот внутренний мир каждого из нас, тот мир, который мы в течение подвига Поста Великого были обязаны осветить, наполнить Благодатью, чтобы чистой очищенной душой встретить так, как Марфа и Мария встретили Христа Спасителя в светлое Воскресение.

Мы обязаны думать о душе нашей! Ибо в течение всей нашей земной жизни, душа наша, как и тело, — от неверного к ней отношения разлагается. В чем это разложение? Тело умирает от нарушений; мы небрежно относимся к нему, вот и получаем болячки; так и душа: если мы не внимаем голосу нашей совести, душа напоминает нам о всех злых, жестоких поступках нашего бытия. Потому что совесть — неподкупный свидетель нашей жизни. Порой мы чувствуем, что совершаем нечто дурное, греховное и слышим голос совести, но отметаем его... Ибо он обличает нас. А когда мы в покаянии, в дни подвига поста идем ко Христу Спасителю, чтобы у его благодатной чаши жизни получить всепрощение и всеисцеляющую благодать веры, — вот тогда, после подвига веры, совершаемого для того, чтобы душа была чистой, — вот мы и чувствуем радость спасения, внутреннего воскресения и оздоровления души нашей.

Церковь дает нам, грешным, возможность спастись, чтобы никто не погиб, чтобы не утратил наследство вечной жизни и вновь вернулся в лоно Отца Небесного. Все это зависит от воли каждого из нас: кто ищет спасения, кто живет по закону Божиему, — тот спасется! «Как спастись?» — это был извечный вопрос прославленных русских людей. И уже сам вопрос этот говорит о чувстве религиозности народа нашего. Бог даровал нам силу Благодати, и силу веры, и Храм Божий, таинства, которые нас хранят. Но современные поколения, да и христиане часто проявляют пренебрежение в делах веры.

Вход Господень в Иерусалим.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):

«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

Антоний, митрополит Сурожский, проповедь к этому дню.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Мы вступаем сегодня в страстные дни Господни, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемешалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов. И в течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света...

И мы должны вступить в этот сумрак. Мы должны не только со Христом, но вместе со всеми теми, кто тогда Его окружал, войти в эти дни и найти свое подлинное место в этой тьме и в этом сумраке... Шаг за шагом мы можем следить за тем, что совершается со Спасителем Христом; но одновременно мы должны себе ставить вопрос: где мы стоим, где стою я, лично? Что у меня общего с Пречистой Девой Богородицей, Которая видит, как Ее Сын идет на погибель, как сгущается вокруг Него ненависть, как кольцо окружает Его: как страх и трусость, ненависть и ложь постепенно готовят Ему смерть? И как нам не понять, что может переживать Божия Матерь перед лицом предательства Иуды, отречения Петра, бегства учеников, лжесвидетельства на Сына Ее, суда неправедного, осмеяния, избиения – и наконец, крестной смерти Спасителя Христа? Как мы на все это отзываемся? Когда мы услышали об этом в святом Евангелии, когда мы слышали весть об этом в церковной молитве и песне – с чем выходим мы из храма? Большей частью идем забыться, отдохнуть душой, отдохнуть телом, готовясь к следующей службе, или уходя вовсе в мирскую жизнь. А Страстная седмица длится изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение, – нет ей перерыва, она, как огненная река, течет, жгучим огнем попаляя все; одно сгорит, и ничего от него не останется, кроме пепла и позорного воспоминания, а другое устоит, как золото и серебро... Где мы будем тогда? Как переживем эти дни? С чем выйдем мы каждый раз из храма, и с чем встретим светлое Христово Воскресение? Оно – провозвестник нашей встречи в конце времен, нашей встречи после нашей смерти, со Христом, Который нас возлюбил до креста и Который нам поставил вопрос: А ты – отозвался ли на все, что тебе было дано знать о Божественной любви, воплощенной, распятой, воскресшей? Поставим себе вопрос о том, на кого из апостолов мы можем быть похожи? На Фому ли, который говорил своим соапостолам: Пойдем с Ним и умрем с Ним, если нужно?.. На Петра, который по страху отрекся от Него трижды? На Иуду, который Его предал? Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Поставим себе этот вопрос каждый раз, когда мы выйдем с богослужения, каждый раз, когда мы будем на него приходить: и тогда, может быть, что-нибудь проснется в нашей душе, что-нибудь дрогнет. Может быть, тогда эта Страстная седмица окажется и для нас, как в прошлом для стольких она оказывалась, началом: началом нового понимания, новых переживаний и новой жизни.

Аминь!

использованные материалы:
http://www.zavet.ru/ant-sur03.htm#d03
http://pasxa.eparhia.ru/greatpost/lazareva/
http://day.zp.ua/index.php?id=2100
http://ricolor.org/about/3/propovedi93_94/12/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB