Валерий, вот что пишет по этому поводу уважаемый мной диакон Андрей Кураев: (из книги "Почему православные такие?..)
"При подаче милостыни естественно возникает вопрос: пойдет ли это подаяние не пользу просящему или во вред. Ведь просят и пьяница, копящий на бутылку, и профессиональный попрошайка, и ряженый мошенник, переодевшийся странствующим монахом.... В Евангелии сказано: просящему у тебя дай (Мф. 5,42). Всякому ли просящему и обо всем ли? Если убийца просит одолжить ему яду, стоит ли ему давать? Но даже и не в столь крайнем случае возникает потребность в рассудительности. Уже во II в. в христианских преданиях возникают разномыслия по этому поводу. «Учение двенадцати Апостолов» (Дидахе) — текст, быстро утраченный, а вновь обретенный только в XIX в.,— говорит: «Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял» (Дидахе. 1). Тем не менее Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: «Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь» (Там же). У многих позднейших Отцов встречается совет давать без рассуждения: ты дай, а Бог управит. Логика этой позиции такова: пусть даже я отдал деньги в дурные руки и облагодетельствованный мною человек дурно употребит мою милостыню. Например, напьется и пойдет «для добавки» грабить ларек. Но это его грех, а не мой. Если же я ему не дам денег, он может именно поэтому пойти на грабеж. В таком случае моя неотзывчивость может стать побудительной причиной к преступлению. И тогда это уже мой грех... И все же святитель Василий Великий настаивает на рассудительности: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу... а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Аналогично и мнение ветхозаветного мудреца: давай благочестивому, и не помогай грешнику (Сир. 12, 4). Поскольку у святых разные советы — то пусть уж каждый христианин выбирает сам, как ему вести себя. Я же могу облегчить или затруднить выбор постановкой еще двух ориентировочных вешек. Первая: можно осмотреться вокруг себя и заметить человека или семью, которым заведомо хуже, тяжелее, чем тебе. И помогать этой семье, причем не разово, а постоянно. Стоит также понять, что нужда бывает не только в еде или платье. Детям и студентам нужны книги, нужна информация, которая отключала бы их от телепопсы и учила бы думать. Так что умный фильм и хорошая книга тоже могут быть милостыней. Вторая вешка: милостыня должна быть настолько большой, чтобы потом тебя «жаба душила». Если твоя милостыня — это всего лишь копеечка, то ты не человека пожалел, а просто свои карманы освободил от лишнего груза и бренчания. Тут нет жертвы, а значит, и любви к просящему. Серьезная милостыня — та, которую ты мог бы истратить на себя". Если ваша душа подсказывает вам, что нужно подавать всем, что ж, подавайте всем.
Читать Евангелие, естественно можно, мало того, нужно, святые отцы советуют делать это ежедневно, но не для галочки, а четко понимая то, о чем мы читаем, принимая во внимание, что мы не професора богословия, не историки, и не можем охватить все нюансы неродного нам ни по времени, ни по языку текста. Характерным примером такого неправильного понимания могут стать выражения " игольное ушко" "геена огненная", эти выражения были понятны современникам Христа как узкие ворота и помойка за Иерусалимом, а мы, читая только Евангелие, вряд ли поймем о чем речь. Да и кто вам сказал, что современники понимали Христа? Если б все понимали, разве такой был бы результат?
Если будут еще какие то вопросы, желание подискутировать, с радостью отвечу
|