Вопросы по Православию

Информационно-познавательный Форум Ярославы для интересующихся Православием. Задайте свой вопрос!
Текущее время: 08-05, 13:13

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Преображение Господне
СообщениеДобавлено: 16-08, 21:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным Свет твой присносущный, молитвами Богородицы. Светодавче, слава Тебе.

Тропарь празднику Преображения Господня.

19 августа Святая Православная Церковь и весь народ церковный вспоминают событие из земной жизни Иисуса, описанное евангелистами как Его Преображение.

Будучи в Галилее, Христос взял с Собою апостолов Петра, Иакова и Иоанна, поднялся для молитвы на гору Фавор «и преобразился перед ними: просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17, 1—9).

В чем же духовный смысл этого события? «На вопрос о смысле этого прославления, — пишет протопресвитер Александр Шмеман, — Церковь отвечает не объяснениями, а самим празднованием, той радостью, с которой она каждый год вспоминает Преображение. Одно слово является главным в этом праздновании. Оно звучит во всех его молитвах, песнопениях, чтениях. Это слово — «свет». «Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный!»

В мире темно, холодно, страшно… И Своим Преображением Христос говорит людям, что это царство тьмы, зла и смерти — это не подлинная жизнь, это не тот мир, который создан был Богом, что зло, страдания и саму смерть можно и нужно победить и что Он послан Богом, Отцом Своим, чтобы спасти людей от страшного порабощения злу и смерти…».

В праздник Преображения в храмах освящают плоды. Освящение приурочено к 19 августа потому, что на Востоке к этому времени поспевают злаки и виноград. А поскольку именно они — хлеб и вино — имеют непосредственное отношение к таинству Причастия, то народ и приносит их в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. В местах, где виноград не созревает к этому времени, освящаются яблоки.

По названию горы свет, увиденный учениками и исходивший от Христа, называется фаворским светом. Некоторые паломники говорят, что ежегодно в день празднования Преображения Господня Православной Церковью, то есть 6 августа по Юлианскому календарю, на самую вершину горы Фавор, где стоит православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм. Удивительно, что в остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда, очень редко — в январе, в сезон дождей.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 19-08, 19:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 21-09, 08:36
Сообщения: 329
Откуда: Москва
Нашла в интернете замечательную проповедь, правда первоисточник неизвестен. Вот она, в несколько сокращенном варианте

ВЕЧНОСТЬ И ЯБЛОКИ. ... другие проповеди
Преображение Господне.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

На мой взгляд, есть что-то бесконечно оскорбительное в так называемом «народном» наименовании этого праздника: Яблочный Спас. «Спас» – Спаситель, Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, «нас ради человек и нашего ради спасения», ставший Сыном Человеческим, «нас ради человек» претерпевший страшную и позорную смерть на Кресте и в третий день воскресший, не может быть ни «яблочным», ни «медовым» и никаким иным. Если уж тяжким грехом по нашим, по христианским, понятиям является упоминание имени Божьего всуе, то есть напрасно и не к месту, то «кольми ж паче» и ни с чем не сообразно соединение имени нашего Спасителя, пусть даже с важными для работников сельского хозяйства, но, безусловно, второстепенными для Царства Небесного, событиями сбора урожая.

А уж что касается освящения «начатков овощей», которые святая Церковь совершает особой молитвой в день Преображения, или пчелиных сотов, освящаемых в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, то в этом случае мы все, кажется, просто забыли о смысле совершаемого, или, как Господь говорил: «не ведаем, что творим» (Лк.23.34). Я бы ещё понял, если бы в так называемый «медовый спас» мёд в наш храм приносили пасечники, которые сами ухаживали за пчёлами, которые сами трудились, собирая этот мёд, а потом принесли его сюда как благодарственную жертву Богу, – это было бы понятно! Однако я уж пятьдесят лет в нашем городе ни одного пасечника не встречал, да и неоткуда здесь, среди индустриального пейзажа, взяться пчёлам.

И благо бы приносили в храм плоды своего труда: лук, скажем, или петрушку, выращенную на своём огороде, как жертву, как подарок Богу в благодарность за дарованный урожай – так нет же! Принесут заморские яблоки, купленные в магазине, поставят на столик, дождутся окропления святой водой, да и унесут восвояси! Вот так жертва! И постепенно забывается в нашем, некогда православном народе, великое чудо на горе Фавор, которое предшествовало великой скорби на горе Голгофа, зато из года в год помнится всеми людьми, и церковными, и не очень, что самое главное в этот день – яблоки освятить! Зачем, спрашивается? Затем, что деды наши так делали, а то, что мы сами уже давно никаких яблок не выращиваем, так это и не особенно важно, главное – традицию соблюсти! Так, через две тысячи лет сбываются над нами слова Христовы, обращённые к ревнителям Ветхого Закона, к фарисеям: «таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф.15.6). Мы с вами пока ещё до заповедей не добрались, но смысл события, празднуемого Церковью, смысл величайшего откровения, данного человеческому роду Славным Преображением Господним всё же за нашими «яблочными» заботами забываем.

Не с нас с вами это началось. И сами апостолы, ставшие свидетелями трагического и прекрасного чуда на горе Фавор, оказались недостойными доверенной им тайны. Совсем как мы с нашими яблоками, они принялись «заботиться и суетиться о многом» (Лк.10.41), и в то самое время, когда Моисей и Илия «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9.31), говорили Сыну Божию о грядущей Голгофской муке, апостолы мечтали об устроении каких-то нелепых и неуместных «кущей»! Они до такой степени заботились и суетились о «земном», что Глас Отчий должен был отрезвить их напоминанием о смысле происходящего: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17.5).

Давайте и в самом деле станем слушать нашего Бога, давайте и мы за житейским и повседневным не забудем о святом и вечном. Давайте будем помнить, что мы призваны нашим Богом освящать прежде всего не яблоки, над которыми не трудились руки наши, но сердца и души, до тех пор, пока, как не сказал нам сегодня свидетель дивного чуда на Фаворе, апостол Пётр: «доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1.19). Аминь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB