Богослужение Русской Церкви. Х–XX вв.
М. С. Желтов,
протоиерей Сергий Правдолюбов
1. Введение
Источником литургической традиции Русской Церкви является К-польская Церковь, богослужение которой (см. Византийский обряд) было перенесено на русскую почву в Х–ХI вв. Помимо К-поля на русское богослужение оказали сильное влияние обычаи мон-рей св. горы Афон. Практика южнославянских Церквей — Болгарской и Сербской отразилась в русском богослужении в меньшей степени, совсем незначительным было латинское влияние. Постоянно изменяясь, пережив в ходе своего развития две крупные реформы, русское богослужение не только обогатилось прекрасными текстами и последованиями русского происхождения, но и сохранило многие сокровища литургического наследия Др. Церкви, забытые другими Церквами.
Православное богослужение состоит из двух составляющих: вневременной — литургии и таинств и связанной со временем — служб суточного круга и сложной системы праздников годовых подвижного, неподвижного и седмичного кругов. В христианской Церкви после IV в. выработались два типа богослужения — кафедрально-приходское и монастырское. В IV–Х вв. монастырское богослужение сильно отличалось от кафедрального составом служб суточного круга, но литургия в мон-рях совершалась так же, как и в приходских храмах. К Х в. в К-польской Церкви в кафедральном богослужении использовался Устав Великой церкви (церкви Св. Софии в К-поле), а в монастырском — Студийский устав (устав к-польского Студийского мон-ря). Уставы почти не регламентировали чинопоследования литургии и таинств, записывавшиеся в Евхологиях. Основой Студийского устава был Часослов палестинской лавры прп. Саввы Освященного, являвшийся основой также устава самой лавры прп. Саввы — Иерусалимского (савваитского). Кроме того, студийский устав использовал систему праздников Устава Великой церкви, причем скупая гимнография Устава Великой церкви дополнялась песнопениями студийских и палестинских авторов. Литургия и таинства в Студийском мон-ре совершались по кафедральному Евхологию церкви Св. Софии.
Русская Церковь до XIV в. использовала Студийский устав и связанный с ним корпус богослужебных книг. Литургия и таинства до XIV в. совершались по чинопоследованиям к-польского Евхология Х–ХI вв.; в ХIV–ХV вв. эти чинопоследования сменились более поздней византийской редакцией ХIII–ХIV вв. В XV в. Русская Церковь перешла со Студийского устава на поздний вариант Иерусалимского устава — неосавваитский, выработанный на Афоне. Смена уставов прошла без потрясений в силу сходства Иерусалимского и Студийского уставов, имевших одну основу. В XV — сер. XVII в. литургическая традиция Русской Церкви постоянно обогащалась новыми текстами и последованиями, но существенных изменений не претерпела. Находившаяся в XV — сер. XVII в. в составе Литвы и Польши Западнорусская митрополия испытывала католическое влияние, отразившееся в богослужении и в западнорусских литургических книгах этого периода.
Богослужебная реформа, начатая в сер. XVII в. царем Алексеем Михайловичем и Московскими Патриархами Иосифом и Никоном, вызвала раскол старообрядчества. В синодальный период (XVIII — нач. XX в.) за богослужением в России использовались литургические книги в редакции кон. XVII в., богослужение изменялось мало, в основном в сторону сокращения. Потрясения, пережитые Россией в XX в., сказались на литургической жизни Церкви: хотя богослужебная реформа не проводилась и корпус богослужебных книг не редактировался, резко изменилось отношение к богослужению, появились новые традиции.
Историю русского богослужения можно разделить на следующие периоды: 1) формирование литургической традиции (Х–ХI вв.); 2) господство Студийско-Алексиевского устава и древней к-польской редакции чинопоследований литургии и таинств (ХI–ХIV вв.); 3) переход под влиянием Афона, Сербской и Болгарской Церквей на Иерусалимский устав и поздневизантийскую редакцию чинопоследований литургии и таинств (кон. XIV — нач. XV в.); 4) господство Иерусалимского устава, начало противопоставления русских обычаев греческим (XV — сер. XVII в.); 5) влияние греческих (отчасти латинских) печатных богослужебных книг, возникновение старообрядчества, не принявшего богослужебную реформу сер. XVII в. (для Киевской митрополии — весь XVII в., в Московском Патриархате — сер.— кон. XVII в.); 6) синодальный период (XVIII — нач. XX в.); 7) XX в.
(основная часть статьи:
http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=641)