Вопросы по Православию

Информационно-познавательный Форум Ярославы для интересующихся Православием. Задайте свой вопрос!
Текущее время: 29-03, 03:18

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Апостольское преемство
СообщениеДобавлено: 16-05, 15:29 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 12-09, 11:58
Сообщения: 100
Свящ. Николай Емельянов

Апостольское преемство

(Статья из III тома «Православной энциклопедии»)

Богоустановленный способ сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых апостолов посредством таинства Священства. Оно актуализируется в преемстве епископской хиротонии (рукоположения), однако им не ограничивается. Апостольское преемство предполагает не только видимое выражение в чреде епископских хиротоний, но и передачу благодатных даров Св. Духа, на которых основывается иерархическое служение Церкви. По свидетельству Священного Писания, святые апостолы, получившие полноту этого служения от Самого Господа, после сошествия Св. Духа (Ин 20. 21–23; Мф 28. 19–20; Мк 16. 15–16; Лк 24. 47–49; Деян 1. 8) рукоположили первых епископов (Деян 14. 23; 20. 28; 2 Тим 1. 6 и др.) и заповедали передавать через таинство епископского рукоположения всю полноту благодатных даров церковной иерархии (1 Тим 5. 22; Тит 1. 5). Ее преемство от святых апостолов и через них от Самого Христа засвидетельствовано древнейшим церковным Преданием: св. Иринеем Лионским (Adv. haer. III 3), св. Климентом Римским (Ep. ad Corinth. 1. 46), блж. Иеронимом (Adv. Lucifer.), Тертуллианом (De praescript. haer. 32) и др. Апостольское преемство является существенным признаком церковной иерархии. Не связанное подобным образом со святыми апостолами служение не может иметь силы, даже если воспроизводит все его внешние иерархические формы. Тертуллиан говорит об апостольском преемстве как об одном из признаков Церкви: «...Пусть покажут (еретики.– Н. Е.) основания своих Церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские Церкви таким именно образом доказывают свое положение» (De praescript. haer. 32).

Апостольство Церкви получает в апостольском преемстве благодатное основание и видимое выражение. Через него сохраняются в Церкви связанные с иерархическим служением благодатные дары Св. Духа, которые она получила в лице святых апостолов в день Пятидесятницы. Апостольское преемство предполагает не только внешнее выражение в чреде епископских хиротоний, но и верность церковной иерархии апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в каноническом устроении Церкви. Только в этих условиях хиротония будет действительной и законной и может быть гарантией сохранения апостольского преемства. Свт. Василий Великий говорит, что «хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати... Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство» (Васил. 1).

Наряду с единством веры, таинствами и каноническим устройством, апостольское преемство является внешним выражением единства Церкви. В определенном смысле говорят о сохранении апостольского преемства и в сообществах, отделившихся от Православной Церкви. В первую очередь, под этим подразумевается схизматическая иерархия, восходящая через чреду хиротоний к православному епископату. Вопрос, возможна ли передача апостольского преемства в хиротонии, совершаемой вне Церкви, и если возможна, то каким образом, с догматической т. зр. остается открытым (см. Границы Церкви). Различные авторы высказывают на этот счет противоречивые мнения (свт. Игнатий (Брянчанинов) (Письма // Творения. М., 1993. Т. 7. С. 313), свт. Феофан Затворник (Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 6. С. 144, 202), свт. Иларион (Троицкий) (Единство Церкви и всемирная конференция христианства // он же. Христианства нет без Церкви. М., 1991. С. 54–105), митр. Антоний (Храповицкий) (Вера и разум // Жизнеописание и творения блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Н.-Й., 1956–1969. Т. 5. С. 329), А. С. Хомяков (Соч. М., 1886. Т. 2. С. 90, 369, 374)). Формальное сохранение апостольского преемства является обязательным условием для положительного решения вопроса о принятии в клир лиц, рукоположенных вне Церкви. При этом условия принятия могут быть различными. 8-е прав. Всел. I Собора признает действительность рукоположений у раскольников кафаров (новатиан), но 19-е прав. того же Собора постановляет принимать в Церковь бывших еретиков-павлиан (павликиан) только через Крещение. В древней Церкви вопрос о признании действительности хиротоний бывших еретиков и раскольников решался не только теоретически, в каноническом праве, но и практически: во Всел. VI Соборе участвовали бывшие монофелиты; Всел. VII Собор состоял в основном из бывших иконоборцев; то же можно сказать относительно Торжества Православия 843 г. В службе 1-й недели Великого поста говорится по этому поводу «о разстоящихся удах Христовых, совокупленных во единство». Церковь в этих случаях отклоняла требования ригористов не признавать еретических хиротоний. Свт. Марк Эфесский, согласившись участвовать в Ферраро-Флорентийском Соборе, тем самым показал, что считает католических епископов епископами, и, отказав им в общении, не отказал в епископском звании.

Русская Православная Церковь признает действительность хиротоний в Римско-католической и древних Восточных (нехалкидонских) Церквах. Относительно отделений от Православной Церкви, не затрагивающих догматического учения, этот вопрос решается различно. Церковью не высказывалось сомнений в действительности хиротоний в Русской Православной Церкви Заграницей. Действительность старокатолической иерархии вызывает определенное сомнение в связи с тем, что, вступив в интеркоммунион с англиканами (1932), старокатолики извратили понятие священства. Вопрос о признании действительности хиротонии англикан. иерархии в наст. время не стоит в силу принципиального ее отклонения от православного учения о таинстве Священства, хотя в нач. XX в. англиканские хиротонии были признаны Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской, Румынской, Кипрской Церквами. Вопрос о признании действительности хиротоний ординаций различных протестант. конфессий в наст. время также не ставится по причине существенных отклонений их от правосл. учения. Под сильным политическим давлением в 1536 г. Реформация была проведена по всей Дании, ее примеру вскоре последовали соседние государства, Норвегия и Исландия. В Швеции и тесно с ней связанной Финляндии Реформация была введена уже вскоре после рейхстага в Вестеросе (1527). Епископат этих церквей, т. о., имеет происхождение от канонически поставленных римско-католических епископов, принявших Реформу. Но лютеран. учение о священстве делает невозможным признание действительности их хиротоний. Последний пример показывает, что для сохранения апостольского преемства вне Церкви требуется не только формальное происхождение схизматической иерархии от церковной, но и сохранение в отделившейся части основных догматов Церкви. Присоединение в сущем сане к Православной Церкви епископов, пресвитеров и диаконов из сообществ, сохранивших преемство рукоположения, называется принятием в общение по третьему чину, т. е. через покаяние (см. Присоединение к Православию).

В католичестве понятие апостольского преемства после Ватиканского II Собора в целом отвечает православному, отличаясь некоторыми оттенками. В современном Катехизисе Католической Церкви прямо сказано, что апостольское преемство «есть таинство и передается через таинство Священства» (ККЦ 1087). В католическом богословии апостольское преемство понимается не только как признак, но и как «гарантия» верности апостольскому Преданию (ККЦ 1209). В Декрете об экуменизме II Ватиканского Собора сказано, что Восточные Церкви, «хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же – в силу апостольского преемства – Священством и Евхаристией», поэтому «известное общение в таинствах, при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно» (Unitatis redintegratio. 15). Декларация «Dominus Iesus», утвержденная папой Иоанном Павлом II 16 июня 2000 г., ограничивая экуменические стремления, выраженные II Ватиканским Собором, подтверждает и даже расширяет значение апостольского преемства как гарантии действия Св. Духа в Церкви: «Церкви, которые не пребывают в совершенном общении с Католической Церковью, оставаясь объединенными с ней крепкими связями – апостольской преемственностью и таинством Евхаристии – являются подлинными Поместными Церквами. Кроме того, Церковь Христова пребывает и действует также и в этих Церквах, даже если им не хватает полного общения с Католической Церковью и они не принимают Учения о первоверховной власти, которой, по воле Божией, обладает Епископ Рима, осуществляющий ее во всей Церкви. С другой стороны, церковные общины, не сохранившие подлинного епископата, а также истинной и совершенной сущности таинства Евхаристии, не являются Церквами в истинном значении этого слова…» (P. 17). В таком понимании благодаря сохранению апостольского преемства в церковной общине продолжает «пребывать и действовать» Церковь Христова, даже если отсутствует абсолютная верность церковному учению.

В протестантизме некоторые авторы рассматривают пасторское служение как «особое духовное положение (сословие)», что позволяет говорить об ординации служителей как о Божием установлении и ставить вопрос о необходимости апостольского преемства. Однако большинством протестантских богословов значение апостольского преемства для сохранения и продолжения служения апостолов прямо отрицается. За исключением прокатолически настроенных авторов (L. Muenchmeyer, W. Loehe, Th. F. Kliefoth, A. F. Ch. Vilmar), общее мнение протестант. богословов сводится к тому, что епископы и пресвитеры являются таковыми не в силу апостольского преемства, но благодаря призванию, полученному ими от церковных общин. Такое понимание, фактически отрицающее значение апостольского преемства, с необходимостью вытекает из протестантского учения о священстве. М. Лютер пишет: «Возложение рук [посвящение, рукоположение] благословляет, утверждает и удостоверяет это [призвание на служение] точно так же, как нотариус и свидетель удостоверяют какое-то мирское дело и как пастор, благословляя жениха и невесту, подтверждает и удостоверяет их брак, т. е. тот факт, что они уже до этого взяли друг друга [в мужья и жены], публично об этом провозгласив» (Luther's Works. St. Louis, 1956. Vol. 17. P. 114). В протестантских вероисповедных документах провозглашено, что «в прежние времена люди избирали пасторов и епископов. Затем приезжал епископ, либо из этой же церкви, либо из соседней, и он утверждал избранного, возлагая на него руки. И ординация была не чем иным, как таким утверждением» (О власти и первенстве папы. 70 // Книга согласия. Минск, 1998. С. 413–418).

Источники: Iren. Adv. haer. III; Сypr. Carf. De unit. Eccl.; Clem. Rom. 1 Клим.; Tertull. De praescript. haer. 32; Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881; Филарет (Дроздов), митр. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1911; Определение Святейшего Синода 1722 г. // ПСЗ. Т. 6. № 4009; Определение Святейшего Синода 25 мая 1888 г. // ЦВ. 1888. №28; Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. М., 1996. С. 82–84; О Девятом члене.

Литература: Haddan A. W. Apostolical Succession in the Church of England. L., 1862; Филарет (Дроздов), митр. О непрерывности епископского рукоположения в Английской Церкви // ПО. 1886. Ч. 2. С. 85–94; Gore C. The Ministry of the Christian Church. 1888; Никодим [Милаш], еп. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 224–229, 280–281; Булгаков А. М. К вопросу об англиканской иерархии. К., 1898; Булгаков А. И. Законность и действительность англиканской иерархии // ТКДА., 1900. № 8. С. 523–566; 1901. № 2. С. 256–276; № 4. С. 610–628; 1902. № 6. С. 235–269; №7. С. 376–412; Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 514–539; Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 1912. С. 197–217, 506–523; Lehrbuch der Dogmatik. Freiburg i. Br. 1932. T 2. § 152, 202, 203; Bartmann B. Precis de Theologie dogmatique. Mulhouse, 1941. T. 2. P. 214–216, 475–481 (пер. с нем.); Ehrhardt A. The Apostolic Succession in the First Two Centuries of the Church. L., 1953; Telfer W. The Office of a Bishop. L., 1962. P. 107–120; Афанасьев Н., прот. Вступление в клир. П., 1968; он же. Церковь Духа Святого. П., 1971. С. 156–176, 264–279; он же. Вступление в Церковь. М., 1993. С. 129–160; Иларион (Троицкий), архиеп. Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997; Мюллер Д. Т. Христианская догматика. Минск, 1998. С. 664–684; Флоровский Г. В. О границах Церкви // Избр. богословские статьи. М., 2000. С. 159–170; он же. Проблематика христианского воссоединения // Там же. С. 171–185.
( http://www.sedmitza.ru/index.html?did=4 ... discussion)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB